Баал-Хамон - Сбитнев Сергей — LiveJournal. Кто такой Ваал

Баал - вообще является эпитетом «бог, владыка» для разных богов и градоначальников у древних западных семитов.

История

Первоначально имя Баал было нарицательным обозначением божества того или иного племени, потом местности (Баал Тира, Баал Сидона и др.), в это время его святилища приурочивались к источникам, лесам и горам.

Титул «Баал» давался князьям и градоначальникам, входил в имя. (Например: упомянутый в египетской повести XI в. до н. э. «князь Библа Текер-Баал», Ганнибал, Балтазар, список царей Тира.)

Позже Баала считали богом солнечного света, немного спустя он стал творцом всего мира, Вселенной, затем бог-оплодотворитель.

Практически во все времена культ Баала сопровождался сладострастными оргиями, причём при этом жрецы в экстазе наносили себе порезы и раны на различных частях тела, чаще всего на запястье и ладонях.

В Угарите Баал высоко почитался под именем Балу, имел эпитет Силач и Бык, был сыном бога Дагану, его сестрой и возлюбленной была Анат («источник», богиня источников).

Мог изображаться в облике могучего быка или воина в рогатом шлеме, что связывает его с Зевсом, Зевсом-Аммоном, вавилонским Зевсом-Баалом.

В Финикии он именовался Баал-Цафон (угарит. Баал-Цапану, по названию горы где жил) или просто Баал, Бел, причём эпитет «Баал-» имели и другие финикийские боги, покровительствуя разным областям жизни.

Бог проточной воды и родоначальник морских божеств. Сын Эла (угарит. Илу). Его жена - богиня Астарта, аналог шумерской Иштар.

Центр культа был в Тире, отсюда он распространился и в древнем Израильском царстве (при Иезавели) и в Иудее, несмотря на борьбу пророков (в особенности Ильи и Иеремии).

Согласно Библии, служение Ваалу включало в себя человеческие жертвоприношения, в том числе убиение собственных детей.

При религиозной революции пророка Илии «все служители Баала были убиты» - этим культу в Древнем Израиле был нанесён существенный ущерб.

Почитался Баал и в финикийском государстве Карфагене (имя Ганнибал означает «любимец Баала»); через финикийцев и карфагенян постепенно во XX-X в. до н. э. культ Баала распространился далеко на Запад (в Египет, Испанию и др.).

Император Гелиогабал (Элагабал) перенёс культ его в Рим.

Разновидности

  • Баал-Вериф или Баал-Брит («бог союза») - это местный Баал, которому поклонялись евреи после смерти Гедеона.
  • Баал Фегор, местный моавитский Баал, сладострастным культом которого моавитяне, следуя советам Валаама, стремились увлечь евреев.
  • Баал-Хаммон - бог Солнца. В Карфагене являлся одним из главных богов, распоряжался плодородием.
  • Баал-Хаддат - бог грома и бури, а также владыка земли и плодородия (в этом качестве выступает как умерщвляемое и воскресаемое божество).
  • Бел - в древнеармянской мифологии строитель вавилонской башни, которому противостоял родоначальник армян Хайк, убивший Бела стрелой из лука.
  • Ху-Баал(Хубал) - племенной бог древних арабов.

Ваал или Баал, согласно мнению историков и археологов, - один из древнейших человеческих богов, которому поклонялись финикийцы и семиты. Согласно мнению многих магов, христианских и иудейских богословов, это один из страшнейших адских демонов.

В статье:

Кто такой Ваал

Баал, известный как Ваал, Бел или Балу - древний бог семитских народов Средиземноморского побережья, отличался могуществом и жестокостью, был первым оформившимся глобальным богом-покровителем. В пользу факта свидетельствует, что Баал во многих семитских языках, в первую очередь, в финикийском, - слово, обозначавшее Бога в целом.

Существовало много разных ипостасей Баала, названных по местности, где ему поклонялись, или по сфере влияния. Примеры местных или стихийных наименований - Баал-Гал, Баал-Пеор либо Ваал-Хаддад (покровитель бури) или Баал-Шамим (бог Солнца). Баал-Шамиму принадлежал один из древнейших храмов сирийской Пальмиры, дошедший до современности почти идеально сохранившемся и уничтоженный исламскими террористами.

Особенностью культов Ваала историки называют присутствие в ритуальной деятельности жертвоприношений, в том числе человеческих, детских, и наличие масштабных оргий с участием практически всего населения, которые должны были обеспечить земле плодородие и символизировать ритуальный брак Баала с супругой - . Сфера влияния Ваала в культурах, где демон занимал доминирующую позицию, была крайне широка.

Балу был богом-громовержцем, что ассоциировало его с древнегреческим Зевсом или римским Юпитером. Ваал покровительствовал солнечному свету, а в период расцвета финикийской культуры защищал мореплавателей, пиратов и торговцев. Римляне и греки проводили другие параллели, главной из которых было отождествление Баала с Кроносом или Сатурном - титаном, боровшимся с Зевсом и другими греческими богами, что объяснялось масштабным противостоянием культур друг с другом.

Когда начали закладываться основы иудаизма, культ Баала подвергся гонениям со стороны первых иудейских пророков. Наиболее известно убийство жрецов Ваала библейским пророком Илией , прославившимся искоренением язычества и прижизненным вознесением на Небеса. В связи с широкомасштабной борьбой произошла демонизация Баала.

Карфагенский Баал Хаммон

Изначальный центр культа Баала - древний финикийский город Тира, но наибольшего расцвета и известности достигла вера в древнем Карфагене. Последователи карфагенской религии обеспечили Баала кровавыми жертвами. Баал Хаммон - сын Дагона, божества плодородия, изображавшегося в форме рыбы. Супруга Дагона - богиня Танит со львиной головой, была жестоким проявлением богини Астарты.

Имя Баал-Хаммона возникло из-за смешения культов Баала и вавилонского Зевса-Аммона , в результате первоначально солнечный бог получил атрибуты воителя-громовержца. Схожесть с Зевсом обеспечивалась и наличием у обоих богов в качестве животного символа быка. Покровительствовал Баал не только войне, убийствам и огню, имея и более мирную ипостась как покровитель плодородия, семейных уз и достатка.

Жертвоприношение младенцев Баал-Хаммону.

В жертву Баалу приносились в первую очередь дети. Малышей до семи лет буквально бросали в огромный костёр в честь бога. Современные исследования говорят, что чаще Баал-Хаммону приносили в жертву погибших детей, предавая их огню, а жертвование первенцев - миф.С фактом жертвоприношения несовершеннолетних соглашаются все историки: подтверждается факт римскими и греческими указами, запрещающими карфагенянам приносить детей в жертву.

Один из наиболее масштабных актов жертвоприношения произошел во время осады Карфагена греческим полководцем Агафоклом. Карфагеняне решили, что Баал больше не покровительствует им, потому что народ перестал убивать в его честь собственных детей: долгое время в жертву приносились дети чужаков. В результате около двухсот представителей городской знати добровольно отдали собственных детей, а еще триста взрослых человек приняли решение войти в костёр. Кровавый бог принял подношение: осада стала тяжелой для войска Агафокла . Греческий завоеватель вынужден был отступить.

Историки и исследователи отождествляли Баала с Молохом из-за названия ритуала сожжения - «молх », крайне созвучного с именем. В честь Молоха тоже приносили в жертву детей.

Другие имена Баала, связанные с ним божества и исторические личности

Ваалберит.

Имя Баала во многих местностях было нарицательным, а различия в культурах народов, на территории которых был распространен культ Ваала, велики.

Современные историки и ученые, изучающие мифологию и религию древних народов, часто путают между собой отдельных богов и появившихся на основе древних культов демонов. Долгое время существовало заблуждение, благодаря которому демон Молох отождествлялся с богом Ваалом из-за неправильной трактовки одного слова.

Путали между собой Баала и Мелькарта - покровителя мореплавания. Были общие черты у Баала с египетским божеством Петбе , которого называли Пет-Баал - покровитель неба. Следует отметить имя Балу - так называли Ваала на территориях Эфиопии и южных африканских государств. В чернокожих племенах бог дал основу другим кровожадным, более странным и жестоким культам.

Есть определенное родство Баала с . Имя Вельзевула возникло позже и стало примером специальной словесной конструкции в древнеиудейской традиции, чтобы не называть имена языческих божеств. Баал-Зебуб или Вельзевул , ставший впоследствии Покровителем мух, был одним из небольших местечковых богов. Упоминался в Ветхозаветной Библии, Торе и в Евангелие.

Путают Баала и с Ваалберитом - одним из местных иудейских богов, который покровительствовал разного рода союзам.

Существовал гоетический демон Берит , не имевший с Баалом ничего общего.

Еще одним демоном, связанным с Баалом, был Бельфегор или Ваал-Фегор - один из высших демонических чинов в христианской традиции.

Имена, связанные с Баалом, брали себе и люди, принадлежавшие к царским родам. Имя известнейшего древнекарфагенского полководца Ганнибала переводится как Любимец Баала. Во время правления императора Гелиогабала (Солнечного Бога) в Древнем Риме произошла попытка внедрить культ Ваала вместо существовавшего древнеримского пантеона богов. Затея провалилась, а царствование Гелиогабала было коротким.

Оставил отпечаток Баал и в кельтской культурной традиции. Его отождествляют с исконно кельтским солнечным богом - Веленом. Связывают с Ваалом лунный праздник Белтейн, который отмечают во многих странах. Крайне популярно празднование в неоязыческих общинах.

Демон Баал - существо из средневековых гримуаров

Баал-демон.

Борьба с культом Баала была одним из основных направлений деятельности раннехристианских и еврейских пророков. Довольно быстро божество пополнило в авраамических религиях пантеон демонов. Идолослужение и поклонение Баалу каралось строго. В Средневековье это привело к тому, что имя Баала соотносилось с Сатаной как «Владыка ада».

Нахождение , позволило упорядочить адскую иерархию, в которой Баал (Баэль) занимал первое место среди остальных демонов. Ваал считался королём Востока, мог представать перед вызывающим в виде жабы, кота или человека, иногда и во всех трёх сущностях сразу (3 головы, расположенные на паучьих ногах).

Согласно гоетической традиции, в силах Ваала предоставить человеку способность становиться невидимым и наделить сверхъестественной мудростью. Во власти Баала находятся шестьдесят шесть легионов духов ада, которые могут выполнить практически любую задачу.

Как призвать демона Баала

Культов Баала как бога сегодня не осталось. К его злобной и глубокой тёмной сущности, ставшей демоном в иудейской и христианской традиции, маги, алхимики, прорицатели, исследователи обращаются в течение столетий.

Ритуал призыва Баала необходимо выполнять, тщательно подготовившись к приходу демона. Сначала нужно подготовить защитную пентаграмму, лучше всего начертив знак мелом. Внимательно следует отнестись к целостности рисунка. После на лучи пентаграммы ставятся свечи, зажигаются и произносится инвокация.

Баал-Хаммон

Происхождение и имя

Божество сиро-финикийского происхождения, возможно, почитавшееся уже в Угарите , а позднее в Пальмире , где его имя засвидетельствовано надписями по меньшей мере с I века до н. э. В Пальмире был отождествлен с местным Баалом , верховным богом оазиса, и фигурирует под именем Бебель-Хамон (Bel-Bel-Hamon ) .

Значение имени истолковывается по-разному. В 1883 Жозеф Галеви предложил понимать это как «Господин Амана ». В 1902 на восточном склоне этого хребта в Зинджирли была обнаружена надпись, датируемая ок. 825 до н. э. и содержащая самое ранее полное имя этого божества.

По другим версиям, это имя может означать «владыка алтаря с благовониями», «владыка хамманов» (священных столбов перед алтарем) . По мнению Ю. Б. Циркина и И. Ш. Шифмана , наиболее вероятным значением является «владыка жара» (Шифман сопоставляет имя Хаммон с древнееврейским словом хамма , «солнце» ).

Изображения и функции

Приблизительно с середины V века до н. э. Баал-Хаммон начинает почитаться вместе с Танит , полное имя которой «Таннит перед Баалом» , составив с ней божественную пару. В других финикийских колониях (на Мальте , Мотии и в Сардинии) это добавление засвидетельствовано позже - в IV веке до н. э. .

Атрибуты свидетельствуют о Баал-Хаммоне как о божестве плодородия и солярном божестве ; сосновая шишка - давний символ бессмертия и мужской плодовитости. На гемме VII или VI века до н. э. трон бога стоит на ладье, плывущей по водам подземного океана, на что указывают стебли растений, растущие вниз, следовательно, он может рассматриваться как владыка небесного, земного и поземного мира .

В римское время отождествлялся с Сатурном , который в италийской мифологии был божеством плодородия; в римских надписях, посвященных Баал-Хаммону, он именуется senex («старец»), frugifer («плодоносный»), deus frugum («бог злаков») и genitor («родитель») . Изображение бога было отчеканено на денарии Клодия Альбина , боровшегося за императорскую власть в 193-197 годах и происходившего из Гадрумета , где в эпоху Августа чеканились монеты с изображением Баал-Хаммона .

Жертвоприношения

Как и Танит, Баал-Хаммону приносились человеческие жертвы , предпочтительно дети .

Современные исследователи полагают, что обряд, известный как молк , мог быть не столь изуверским, как его описывают в популярной литературе, и ребёнка перед сожжением умерщвляли .

У греков карфагенские обычаи вызывали отвращение, и Плутарх сообщает, что тиран Гелон , разгромивший карфагенян в битве при Гимере , специально вписал в мирный договор условие, запрещавшее им впредь приносить своих детей в жертву Кроносу .

Одно из крупнейших жертвоприношений было совершено в 310 до н. э., когда Карфаген был осажден Агафоклом . Свои неудачи пунийцы объясняли отходом от старинного благочестия и тем, что вместо собственных детей уже довольно долгое время богу приносили чужих - купленных и тайно выращенных. Чтобы умилостивить гнев божества в жертву принесли 200 детей из благородных семей, и ещё 300 человек принесли себя в жертву добровольно .

Распространение культа

Баал-Хаммон почитался и в других финикийских и карфагенских колониях на западе Средиземноморья. Страбон упоминает храм Крона в Гадесе , вероятно, такой храм был и в Малаке , на монетах которой над изображением храма стоит надпись šmš («шамаш») .

В Северной Африке культ Баал-Хаммона оставался одним из самых популярных и в римское время; по словам Августина , местные язычники ещё в его время противопоставляли своего Сатурна Христу .

Напишите отзыв о статье "Баал-Хаммон"

Примечания

Литература

  • Циркин Ю. Б. Карфаген и его культура. - М .: Наука, 1986.
  • Циркин Ю. Б. Финикийская культура в Испании. - М .: Наука, 1976.
  • Шифман И. Ш. Баал-Хаммон // Мифы народов мира. Том 1. А-К. - М .: Советская Энциклопедия, 1991. - ISBN 5-85270-016-9 .
  • Липински Э. Пантеон Карфагена // ВДИ . № 3, 1992. - М ., 1992.

Отрывок, характеризующий Баал-Хаммон

– Dieul mon Dieu! [Боже! мой Боже!] – страшным шопотом проговорила Анна Павловна.
– Comment, M. Pierre, vous trouvez que l"assassinat est grandeur d"ame, [Как, мсье Пьер, вы видите в убийстве величие души,] – сказала маленькая княгиня, улыбаясь и придвигая к себе работу.
– Ah! Oh! – сказали разные голоса.
– Capital! [Превосходно!] – по английски сказал князь Ипполит и принялся бить себя ладонью по коленке.
Виконт только пожал плечами. Пьер торжественно посмотрел поверх очков на слушателей.
– Я потому так говорю, – продолжал он с отчаянностью, – что Бурбоны бежали от революции, предоставив народ анархии; а один Наполеон умел понять революцию, победить ее, и потому для общего блага он не мог остановиться перед жизнью одного человека.
– Не хотите ли перейти к тому столу? – сказала Анна Павловна.
Но Пьер, не отвечая, продолжал свою речь.
– Нет, – говорил он, все более и более одушевляясь, – Наполеон велик, потому что он стал выше революции, подавил ее злоупотребления, удержав всё хорошее – и равенство граждан, и свободу слова и печати – и только потому приобрел власть.
– Да, ежели бы он, взяв власть, не пользуясь ею для убийства, отдал бы ее законному королю, – сказал виконт, – тогда бы я назвал его великим человеком.
– Он бы не мог этого сделать. Народ отдал ему власть только затем, чтоб он избавил его от Бурбонов, и потому, что народ видел в нем великого человека. Революция была великое дело, – продолжал мсье Пьер, выказывая этим отчаянным и вызывающим вводным предложением свою великую молодость и желание всё полнее высказать.
– Революция и цареубийство великое дело?…После этого… да не хотите ли перейти к тому столу? – повторила Анна Павловна.
– Contrat social, [Общественный договор,] – с кроткой улыбкой сказал виконт.
– Я не говорю про цареубийство. Я говорю про идеи.
– Да, идеи грабежа, убийства и цареубийства, – опять перебил иронический голос.
– Это были крайности, разумеется, но не в них всё значение, а значение в правах человека, в эманципации от предрассудков, в равенстве граждан; и все эти идеи Наполеон удержал во всей их силе.
– Свобода и равенство, – презрительно сказал виконт, как будто решившийся, наконец, серьезно доказать этому юноше всю глупость его речей, – всё громкие слова, которые уже давно компрометировались. Кто же не любит свободы и равенства? Еще Спаситель наш проповедывал свободу и равенство. Разве после революции люди стали счастливее? Напротив. Mы хотели свободы, а Бонапарте уничтожил ее.
Князь Андрей с улыбкой посматривал то на Пьера, то на виконта, то на хозяйку. В первую минуту выходки Пьера Анна Павловна ужаснулась, несмотря на свою привычку к свету; но когда она увидела, что, несмотря на произнесенные Пьером святотатственные речи, виконт не выходил из себя, и когда она убедилась, что замять этих речей уже нельзя, она собралась с силами и, присоединившись к виконту, напала на оратора.
– Mais, mon cher m r Pierre, [Но, мой милый Пьер,] – сказала Анна Павловна, – как же вы объясняете великого человека, который мог казнить герцога, наконец, просто человека, без суда и без вины?
– Я бы спросил, – сказал виконт, – как monsieur объясняет 18 брюмера. Разве это не обман? C"est un escamotage, qui ne ressemble nullement a la maniere d"agir d"un grand homme. [Это шулерство, вовсе не похожее на образ действий великого человека.]
– А пленные в Африке, которых он убил? – сказала маленькая княгиня. – Это ужасно! – И она пожала плечами.
– C"est un roturier, vous aurez beau dire, [Это проходимец, что бы вы ни говорили,] – сказал князь Ипполит.
Мсье Пьер не знал, кому отвечать, оглянул всех и улыбнулся. Улыбка у него была не такая, какая у других людей, сливающаяся с неулыбкой. У него, напротив, когда приходила улыбка, то вдруг, мгновенно исчезало серьезное и даже несколько угрюмое лицо и являлось другое – детское, доброе, даже глуповатое и как бы просящее прощения.
Виконту, который видел его в первый раз, стало ясно, что этот якобинец совсем не так страшен, как его слова. Все замолчали.
– Как вы хотите, чтобы он всем отвечал вдруг? – сказал князь Андрей. – Притом надо в поступках государственного человека различать поступки частного лица, полководца или императора. Мне так кажется.
– Да, да, разумеется, – подхватил Пьер, обрадованный выступавшею ему подмогой.
– Нельзя не сознаться, – продолжал князь Андрей, – Наполеон как человек велик на Аркольском мосту, в госпитале в Яффе, где он чумным подает руку, но… но есть другие поступки, которые трудно оправдать.
Князь Андрей, видимо желавший смягчить неловкость речи Пьера, приподнялся, сбираясь ехать и подавая знак жене.

Вдруг князь Ипполит поднялся и, знаками рук останавливая всех и прося присесть, заговорил:
– Ah! aujourd"hui on m"a raconte une anecdote moscovite, charmante: il faut que je vous en regale. Vous m"excusez, vicomte, il faut que je raconte en russe. Autrement on ne sentira pas le sel de l"histoire. [Сегодня мне рассказали прелестный московский анекдот; надо вас им поподчивать. Извините, виконт, я буду рассказывать по русски, иначе пропадет вся соль анекдота.]
И князь Ипполит начал говорить по русски таким выговором, каким говорят французы, пробывшие с год в России. Все приостановились: так оживленно, настоятельно требовал князь Ипполит внимания к своей истории.
– В Moscou есть одна барыня, une dame. И она очень скупа. Ей нужно было иметь два valets de pied [лакея] за карета. И очень большой ростом. Это было ее вкусу. И она имела une femme de chambre [горничную], еще большой росту. Она сказала…
Тут князь Ипполит задумался, видимо с трудом соображая.
– Она сказала… да, она сказала: «девушка (a la femme de chambre), надень livree [ливрею] и поедем со мной, за карета, faire des visites». [делать визиты.]
Тут князь Ипполит фыркнул и захохотал гораздо прежде своих слушателей, что произвело невыгодное для рассказчика впечатление. Однако многие, и в том числе пожилая дама и Анна Павловна, улыбнулись.
– Она поехала. Незапно сделался сильный ветер. Девушка потеряла шляпа, и длинны волоса расчесались…
Тут он не мог уже более держаться и стал отрывисто смеяться и сквозь этот смех проговорил:
– И весь свет узнал…
Тем анекдот и кончился. Хотя и непонятно было, для чего он его рассказывает и для чего его надо было рассказать непременно по русски, однако Анна Павловна и другие оценили светскую любезность князя Ипполита, так приятно закончившего неприятную и нелюбезную выходку мсье Пьера. Разговор после анекдота рассыпался на мелкие, незначительные толки о будущем и прошедшем бале, спектакле, о том, когда и где кто увидится.

Поблагодарив Анну Павловну за ее charmante soiree, [очаровательный вечер,] гости стали расходиться.

(финик. b"lhmn, видимо, « хозяин-жаровик»), Хаммон, в западносемитской мифологии божество. Судя по значению имени, бог солнца (ср. на иврите хамма, «солнце»; имя связано со словом хамман, обозначавшим специальные алтари для воскурений, возможно, Б.-Х.). В Карфагене одно из главных божеств, бог плодородия. Отождествлялся с Сатурном и Юпитером, очевидно потому, что воспринял функции Илу. Часто выступает в паре с Тиннит.
и. Ш.


Смотреть значение Баал-хаммон в других словарях

Баал — (Балу - Ваал), древнее общесемитское божество плодородия, вод, войны.Почитался в Финикии, Палестине и Сирии, затем его культ распространился назапад (в Египет, Грецию и др.).

Баал-шем-тов Исраэль Бен Элиезер — (сокр. БЕШТ) (ок. 1700-60) - еврейскиймыслитель-мистик, основатель секты хасидов и крупнейший авторитетхасидизма.
Большой энциклопедический словарь

Баал (ваал) — - в мифах западных семитов прозвище богов (производное от Балу).
Исторический словарь

Баал-хаммон — - в мифах западных семитов бог солнца. В Карфагене одно из главных божеств, бог плодородия. Отождествлялся с римскими богами Сатурном и Юпитером.
Исторический словарь

Баал-ханан — (Ваал милостив)-а) (Быт 36.38,39; 1Пар 1.49)-сын (потомок) Ахбора, один из идумейских царей;
б) (1Пар 27.28)-смотритель над садами во времена Давида.
Исторический словарь

Балу (позднее - Баал, Ваал) — - в мифах западных семитов прозвище богов отдельных местностей и общих богов. Наибольшим распространением пользовался культ Балу - бога бури, грома и молний, дождя........
Исторический словарь

Баал-махшово — (Эльяшев Исидор) - еврейский критик, род. в 1873 г. в Ковне, в зажиточной семье; изучив медицину в Гейдельбергском и Берлинском университетах, сдал в 1905 году государственный........
Большая биографическая энциклопедия

Баал — (финик. - хозяин, владыка; аккад. - Бел) - 1) Древнее общесемитское божество, почитавшееся в Передней Азии, Аравии и Карфагене как бог плодородия, вод, войны и пр. Культ Б.........
Советская историческая энциклопедия

Иеремия (7:31): «Устроили высоты Тофета, что в долине сынов Хиннома, чтобы сожигать сыновей и дочерей своих в огне...»

На горе Джебель-Бу-Корнеин напротив Карфагена был храм Баал-Хаммона – тофет (תפות) – «место сожжения детей».

Этот тофет представлял собой закрытый двор, внутри которого был небольшой алтарь. Здесь в жертву Баал-Хаммону приносили детей, в основном мальчиков, обычно первенцев, но иногда и девочек, и сначала из аристократических семей, но через некоторое время аристократия предпочла покупать чужих детей, чем жертвовать своих. Ребенка сначала умертвляли, а затем под звуки флейт, тамбуринов и лир тело сжигали на бронзовых руках статуи Баал-Хаммона. Такое жертвоприношение называлось «молк» или «молек» Антропологические исследования показали, что 85% детей было младше 6 месяцев. Также раскопки показали, что нижний слой, датируемый примерно периодом до 700 г. до н.э., еще не содержит следов человеческих жертвоприношений, и только с первой четверти VII века до н.э. урны стали наполнят пеплом сожженных детей. Связывают это, в частности, с появлением в это время в Карфагене большого количества иммигрантов из г. Тир. Иногда обычай такой жертвы смягчался, и ребенка заменяли ягненком - такая жертва замещения называлась «молхомор». Периодичность человеческих жертвоприношений неизвестна, римский администратор и поэт Силий Италик (ок. 26-101) сообщает, что они приносились ежегодно. Точно известно, что жертвы приносились также при различных чрезвычайных обстоятельствах - так, когда к стенам города подошла армия Агафокла (361-289 гг. до н.э.), жители Карфагена принесли в жертву более 500 детей, 200 из которых были сыновьями знатных семейств, а более 300 были пожертвованы добровольно…
http://ksatra.livejournal.com/41582.html

Самым распространенным именем в Карфагене Ханниба’ал (в латинской версии – Ганнибал), значение которого - «Милостив ко мне Баал». Знаменитый Ганнибал был первым сыном полководца Гамилькара Барки и, по легенде, которую рассказал автор поэмы «Пуническая война» Силий Италик (I в. н.э.), его вместе с другими детьми-первенцами должны были принести в жертву во время восстания наемников. Однако отец подменил ребенка и пожертвовал Баалу сына раба… Очень популярны были также имена Гасдрубал («Баал помогает») и Батбаал («Дочь Баала»).

Главными богами Кафагена были Баал-Хаммон и Таннит (Тиннит) - «украшение Баала». Баал-Хаммона отождествляли с египетским Амоном или древнейшим богом Финикии - Эломом, римляне именовали этого бога Сатурном. Многие исследователи отмечали поразительное сходство Баал-Хаммона с библейским Йахве. Сам он был наделен триединой сущностью: владел небом, землей и потусторонним миром. Днем Баал-Хаммон пребывал на небе, а ночью возвращался с запада на восток через царство мертвых. Существующий мир, по верованиям карфагенян, простирался между двумя соединявшимися океанами, небесным и подземным - по ним и плыл корабль Баал-Хаммона…

Описанная в книге Левита (Лев. 1:3-17, 6:1-6) жертва всесожжения (όλοκαύτωμα / holocaustum), или, которую, наверное, более точно будет называть «жертва возношения» (עולה, ‘ола), на мой взгляд, является более мягкой формой жертвоприношения «молк» Баал-Хаммону. Поэтому, можно допустить, что ‘ола, которая приносится во искупление непреднамеренно совершенного греха (жертва всесожжения, о которой говорится в Лев. 1, есть жертва частная, приносимая по добровольному обету или намерению отдельных лиц), совершается примерно по тем же правилам, что и «молк».
При совершении ‘ола в жертву приносились особи мужского пола - «мужеского пола, без порока», т.е. жертва не должна была иметь ни одного недостатка - т.е. быть здоровой, жизнеспособной и чистой (жертва тщательно мылась). Приносящий жертву возлагал руку на голову жертвы (semichah) и прижимал голову жертвы, которая в это время стояла привязанная к северной стороне жертвенника, а затем умерщвлял (schechitah) её («и заколет …), немедленно после произнесения последнего слова исповедания - порез совершался большим острым ножом, так, чтобы перерезать и пищевое, и дыхательное горло, чтобы кровь вытекала быстро и не терялась. Затем снимал шкуру (кожу) и рассекал тело на части («и снимет кожу с жертвы всесожжения и рассечет её на части»). Священники принимали жертву и окропляли её кровью жертвенник («принесут кровь и покропят кровью со всех сторон»), остаток крови выливали к подножию жертвенника. В иудейской традиции кровокропление рассматривалось, как «radix et principium» жертвоприношения, и жертву, при которой кропление совершал мирянин, считали недействительною (Мишна. Зебахим II, 7). После этого возлагали на огонь жертвенника отдельные части, в том числе голову («и разложат сыны Аароновы, священники, части, голову и тук») и внутренности, которые предварительно должны быть вымыты водой («а внутренности жертвы и ноги её вымоет он водой»)…

 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!