Древний символ с тремя. Три звездных старца по фэн-шуй: значение, толкование и размещение




Одним из наиболее распространенных символов цивилизации является так называемый знак триединства, представляющий собой три круга или три полусферы, соединенные в виде треугольника. Присутствует этот знак повсеместно от Древнего Египта и архаичной Греции до классической Японии. Этому символу в свое время пристальное внимание уделил художник и мыслитель Николай Рерих. Удивляясь его распространенности в различных культурах и традициях, Рерих назвал этот символ «Знаменем Мира» и отметил: «Символ этот имеет огромную древность и встречается во всем Мире , потому он не может быть ограничен какой-либо сектой, организацией, религией или традицией, а также личными или групповыми интересами, ибо представляет эволюцию сознания во всех ее фазах». Также он отмечает неопределенность символики этого знака: «в языческих культурах, будь то монголы, народы Кавказа, скифы, славяне или финно-угры, символика знака не поддается однозначной трактовке Несомненно одно: три точки не являются просто орнаментальным мотивом, они представляют собой священный символ, точно определить который уже невозможно»

В 1929 году знак в виде трёх красных кругов заключённых в большую окружность по инициативе Рериха утверждается в качестве символа Пакта Культуры (Международного Соглашения об Охране Памятников Культуры).

О распространенности этого знака можно судить уже из статьи Рериха.

Реpих Н.К. «ЗНАМЯ МИРА»

Просят собрать, где имеются знаки нашего Знамени Мира. Знак триединости оказался раскинутым по всему миру. Теперь объясняют его разно. Одни говорят, что это – прошлое, настоящее и будущее, объединенные кольцом вечности . Для других ближе пояснение, что это религия, знание и искусство в кольце культуры. Вероятно, и среди многочисленных подобных изображений в древности также имелись всевозможные объяснения, но при всем этом разнообразии толкований знак как таковой утвердился по всему миру.
Чинтамани – древнейшее представление Индии о счастье мира – содержит в себе этот знак. В Храме Неба в Китае вы найдете то же изображение. Тибетские «Три Сокровища» говорят о том же. На знаменитой картине Мемлинга на груди Христа ясно виден этот же знак. Он же имеется на изображении Страсбургской Мадонны. Тот же знак – на щитах крестоносцев и на гербах тамплиеров. Гурда, знаменитые клинки кавказские несут на себе тот же знак. Разве не различаем его же на символах философских? Он же на изображениях Гесэр-хана и Ригден-Джапо. Он же и на Тамге Тамерлана. Он же был и на гербе Папском. Его же можно найти и на старинных картинах испанских, и на картине Тициана. Он же на старинной иконе Св. Николая в Баре. Тот же знак на старинном изображении Преподобного Сергия. Он же на изображениях Св. Троицы. Он же на гербе Самарканда. Знак и в Эфиопии, и на Коптских древностях. Он же – на скалах Монголии. Он же на тибетских перстнях. Конь счастья на Гималайских горных перевалах несет тот же знак, сияющий в пламени. Он же на нагрудных фибулах Лахула, Ладака и всех Гималайских нагорий. Он же и на Буддийских знаменах. Следуя в глубины неолита, мы находим в гончарных орнаментах тот же знак.
Вот почему для Знамени всеобъединяющего был избран знак, прошедший через многие века – вернее, через тысячелетия. При этом повсюду знак употреблялся не просто в виде орнаментального украшения, но с особым значением. Если собрать вместе все отпечатки того же самого знака, то, быть может, он окажется самым распространенным и древнейшим среди символов человеческих. Никто не может утверждать, что этот знак принадлежит лишь одному верованию или основан на одном фольклоре. Бывает особенно ценно заглянуть в эволюцию человеческого сознания в самых разных его проявлениях.
Там, где должны быть охраняемы все человеческие сокровища, – там должно быть такое изображение, которое откроет тайники всех сердец людских. Распространенность знака Знамени Мира настолько велика и неожиданна, что люди чистосердечно спрашивают, был ли этот знак достоверным или он вымышлен в позднейшие времена. Нам приходилось видеть искреннейшее изумление, когда мы доказывали распространенность этого знака с древнейших времен. Теперь человечество в ужасе обращается к троглодитному мышлению и предполагает спасать в подземных хранилищах, в пещерах свое достояние. Но Знамя Мира именно говорит о принципе. Оно утверждает, что человечество должно согласиться о всемирности и всенародности достижений человеческого гения. Знамя говорит: «noli me tangere» – не прикасайся – не оскорби разрушительным прикосновением сокровища мира.

Впоследствии, в 1935 году, во время монгольской экспедиции, Рерих опять встречает знакомое изображение и отмечает «Скала монастыря Шара Мурена вся усеяна синими знаками Знамени Мира. На черкесских клинках гурды тот же знак. От монастыря, от священных предметов и до боевого клинка везде тот же знак. На щитах крестоносцев можно его видеть, и на тамге Тамерлана. На старинных английских монетах и на монгольских печатях — везде тот же знак. Не значит ли эта повсеместность, что всюду о нем нужно вспомнить? Не значит ли, что поверх отдельно народных обозначений всюду живут объединительные и напоминательные знаки, лишь бы разглядеть их и запомнить твердо? Оба условия: разглядеть и запомнить — одинаково нужны»

В дальнейшем находились все новые и новые проявления этого символа в культурах разных времен и народов. Причем, помимо «классического» знака в виде композиции из трех кругов, встречается и множество стилизаций, например, слитное изображение кругов в виде трилистника. (Со многими примерами употребления этого знака, зафиксированных исследователями, можно ознакомиться в обзорной статье Е.Маточкина «Знак Знамени Мира в искусстве Евразии и творчестве Н.К.Рериха»,

Ниже приведены некоторые иллюстрации, позволяющие составить впечатление о всеохватности и стилистическом многообразии «знака трех кругов».

Илл. Три круга на каменной пластине периода верхнего палеолита (около 30 тыс. лет до н.э.), найденной на территории Хакасии (1), на петроглифах из Ирландии (2) и Пуэрто-Рико (3)

Илл. Знак трех кругов на керамике из Древней Греции (1,2) и Китая (3)

Илл. Три круга на шумерской табличке

Илл. Три круга на украшениях из Древнего Египта, Крита и Хакасии

Илл. Изделия, найденные на территории Древней Руси (1), Мордовии (2), Хакасии (3)

Илл. Орнаменты на кельтском кресте, японском кимоно и одеянии жреца из древней (доарийской) Индии

Илл. Символика шведского правителя Биргера Магнуссона (гравюра XVII века)

Илл. Орнаменты, украшающие европейские соборы

Илл. Орнаменты на Каирской мечети, Шаолиньском храме (Китай) и мавзолее династии Токугава (Япония)

Число 3 в геометрии символизирует плоскость, которая определяется тремя точками. Графически число 3 выражается треугольником. Возможны и другие тройные формы: трискелион (трехлучевая свастика), трилистник, китайские триграммы, трезубец, три молнии, геральдическая лилия, три рыбы с общей головой (символ христианской Троицы), трехлапые лунные животные (символизирующие фазы Луны). Три сцепленных кольца или треугольника символизируют нерасторжимое единство трех ликов троицы.

Тройка - первое совершенное, сильное число, поскольку при его разделении сохраняется центр, то есть центральная точка равновесия. Оно является янским и благоприятным.

Другие символические значения числа 3: множественность, творческая сила, созидание, обновление, рост, движение вперед, преодолевающее двойственность, внешнее выражение, синтез. Поскольку тройка эквивалентна множеству, она может символизировать большое число, скопление.

Тройка означает также исполнение и часто воспринимается как знак удачи: возможно, потому, что знаменует выход из противостояния - решающее действие, которое может, однако, привести и к неудаче.

Во время ритуалов многие действия исполняются трижды: например, три ежедневных омовения в исламе, три приветствия, три предсказания будущего и т. д.

В сексуальном плане три - символ конфликта («третий - лишний»), а также любовного треугольника.

Оккультисты полагают, что понятие «тройка» представляет собой проявление наивысшего уровня в сфере духовного мира.

В алхимии основополагающими являются три принципа: сера, ртуть и соль, что символизирует дух, душу и тело. Металлы алхимиков - это не обычные металлы, а живые эссенции, имеющие метафизическую природу.

В пифагорействе тройка символизирует полноту. Пифагор считал тройку символом гармонии, а Аристотель - законченности: «Триада есть число целого, ибо содержит начало, середину и конец». Пифагорейцы различали три мира как вместилища принципов, разума и количеств. Тройка несет в себе уверенность и силу, так как если один или два раза могут быть совпадением, то три раза - это уже закономерность. Поэтому египетского Тота называют Трижды величайшим - Трисмегистом.

Троичность может быть разделена на двойственность и единство, суммой которых является. Тройка - «небесное» число, символизирующее душу, четыре - тело. В сумме три и четыре дают семь, образуя священную семерку. Их перемножение дает число двенадцать, что символизирует завершенный цикл (например, зодиак - круг, состоящий из 12 знаков; год, состоящий из 12 месяцев).

Тройка, четверка и их сумма - семерка посвящены Афродите (Венере) как царице трех миров и четырех элементов. Три - число священное, так как это первое число, которому присвоено слово «все». Это символ троичности бытия. Важность числа 3 и треугольника является неистощимым предметом для исследований.

«Сила трех» универсальна и олицетворяет трехчастную природу мира, как небо, земля и воды. Это человек: тело, душа и дух; рождение, жизнь и смерть. Это начало, середина и конец; прошлое, настоящее и будущее.

Три также самое меньшее количество, составляющее родовую общину, маленькое «племя». В общественной и судебной практике три - наименьшее количество людей, имеющих право принимать сколь-либо значимые решения, как, например, триумвират в Древнем Риме.

Орфическая символика включает триаду: бытие, жизнь, постижение.

В Каббале (название этого сокровенного знания происходит от трехбуквенного корня КБЛ, означающего «получить») тройка символизирует понимание, а также триединство мужского и женского начал и объединяющего их взаимопонимания. Три буквы иврита - алеф, мем и шин - соотносятся с тремя первоэлементами: воздухом, водой и огнем.

В Библии три ступени творения: первобытный хаос, над которым носился Дух, сотворение Адама и освящение субботы.

Христианская доктрина Троицы (Триединого Бога), которая позволила соединить в едином Боге Отца, Сына и Святого Духа, является примером того, как число три может заменять число один при обозначении более многопланового и мощного союза.

Три - наиболее часто встречающееся число в Евангелиях: три волхва, три отречения Петра, три распятия на Голгофе, воскресение Иисуса Христа - через три дня, три явления после смерти, три Марии, три богословских добродетели - Вера, Надежда, Любовь.

Сам человек обладает тройной организацией, заключая в себе тело, душу и дух.

В индуизме почитается трехзвучныи слог ОМ (АУМ). Три звука в этом мистическом звукосочетании передают ритм космоса и божественного начала. Три гунь (качества) природы (саттва - гармония раджас - вихрь, тамас - материя) связаны с осознанием сущности вещей: сат тва - добро, счастье; раджас - возбуждение.

Индуистская Троица - Брахма, Вишну, Шива, олицетворяющие единую силу творения, сохранения и разрушения
инерция, апатия, ведущие к невежеству. В человеческой душе саттва - это упорядоченность, основа просветленности, уравновешенности и терпеливости; раджас - это подвижность, источник активности и страстности; тамас - это инертность и все связанные с нею признаки, источник лености, косности и невежества.

У буддистов священный текст Трипитака разделяется на три части. Даосская Великая Триада - это небо, человек и земля.

У маори Великий Дух (Божественный творец) есть триединство Солнца, Луны и Земли; бог природы объединяет прошлое, настоящее и будущее.

В Китае три - первое нечетное, янское, положительное число, символ святости, законности, почета и утонченности. Три начала - небо, земля и человек. Три -истинный путь неба, земли, человека.

Японцы почитают три «священных сокровища»: зеркало, меч и драгоценный камень, символизирующие истину, мужество и сострадание.
Мексиканскую троицу символизируют три креста: один большой и два меньших.

Три - одно из самых положительных чисел не только в символике и религиозной мысли, но и в мифологии, легендах и сказках, где примета «третий раз - удачный» имеет очень древние корни. В народных сказках герои обычно имеют три желания, а исполняются они на третий раз: надо выдержать три испытания или три попытки, чтобы добиться благоприятного результата. В фольклоре встречаются три царевича, три ведьмы, феи (две добрые, одна злая).

Трехголовые или трехтельные боги, как, например, древнегреческая Геката или кельтская Бригитта, имели множество функций и управляли сразу несколькими сферами мироздания. У славян бог Луны трехглав.

Бесчисленны тройки божеств и сил. Триединые лунные божества и троичные богини изобилуют в шумеро-семитской, греческой, кельтской и древнегерманской культурах.

В греко-римской мифологии: богини судьбы мойры триедины в одной Мойре; эринии триедины в Эринии; горгоны - в Медузе. Три хариты, грации, сирены, грайи, три фурии, три гарпии. Цербер трехглав; у Сциллы тройной хвост; тело Химеры состоит из трех частей. Три древнегреческих правителя Мира - братья Зевс, Посейдон и Гадес (их атрибутами были тройная молния, трезубец и трехголовый пес Цербер). Три Парки (в древнегреческих и норвежских.мифах).

У древних скандинавов и германцев: судьба в виде трех норн - Маны, Ньи и Нити, означающих также полную, новую и убывающую Луну. В древнегерманской мифологии Луна - это судьба; богиня Луны - Хольда - триедина со своими двумя дочерьми. У зайца на Луне три ноги. Тор иногда изображается с тремя головами, а триквестра - символ Одина (Вотана).

У кельтов имеются также Три Благословенные Госпожи и другие бесчисленные триады - тройственные аспекты единого божества.

Главная индуистская троица - Тримурти, объединяющая трех великих богов (Брахма-Вишну-Шива), символизирует троичную силу творения, сохранения и разрушения.

Согласно китайской традиции, небесами управляют три брата.

У инков три великих бога: Солнца, Луны и ветра.

У народов Африки лунная богиня - это три божества: две черные, одна белая. Три в Африке - число мужчины (фаллос и два яичка).

Аравийская троичная богиня Манат представляется в виде трех святых дев: Аль-Итаб, Аль-Узза и Аль-Манат, которые изображаются тремя стелами, камнями или столбами, голубками, сидящими на столбах.

В скандинавских сагах можно встретить упоминание о великом воине Хругнире, которые было из твердого камня и имело три острых выступа. Очень часто «Сердце Хругнира» в виде треугольника наносилось на многие обереги древних скандинавов. Но сегодня многим более привычно название Валькнут, который на протяжении многих тысячелетий сочетал в себе образ Дерева Играсиль, великого могучего Одина и единение трех групп пространств – небесных, земных и загробных. Согласно скандинавской мифологии три основных мира Асгард, Мидгарст и Хелл соединены между собой незримыми путями, которые и символизируют переплетенные между собой три треугольника Валькнута.

  1. Три треугольника, которые сплетены в единую цепь;
  2. Три псевдотреугольника, которые образуются единой непрерываемой линией, пересекающей саму себя неоднократно.

Встретить это символ можно на большинстве скандинавских ритуальных предметов, где он является одним из центральных знаков на многочисленных фресках и камнях с рунами. Самые древние исторические находки этого символа датируются еще дохристианскими временами. При этом такой знак чаще всего был изображен на погребальных урнах, надгробиях и фресках со сценами боев.

Несмотря на то, что знак Валькнут часто встречается в культуре нордов, он все так же остается одним из тех знаков, смысл и истинное предназначение которого досконально неизвестно никому. Истинная правда символа неизвестна никому, возможно, само определение «Валькнут» не является настоящим именем знака, и еще неизвестно, называлили его именно так древние скандинавы.

Значение символа Валькнут

О религии древних скандинавов, которых можно считать одной из ветвей славян-ариев, слышал каждый – об Одине, Торе, Локи и многих других богах ходят легенды. Естественно, с древних времен дошли до нас и легенды, и документальные подтверждения верований древних скандинавов. Одно из ключевых мест в верованиях и символике скандинавских народов занимал символ Валькнут, который являлся знаком главы скандинавского пантеона богов – Одина.

Этот легендарный символ очень часто называют Узлом Убитых или Узлом Избранных. Основное назначение символа – это управление переходами между мирами, перемещениями душ мертвых из одного мира в другой. Только Валькнуту ведомо, куда необходимо направится душе – в прославленную Валгаллу или в менее известный Хелл. Человек, носящий и познавший истинное значение Валькнута, имеет уникальную способность понимать основы Бытия и даже немного приоткрывать границы между мирами.

Еще одним значением символа Валькнут является единение времени – настоящего, прошлого и будущего. В этом знаке соединена тройственная природа Одина – с Вили и Ве, с Хениром и Лодуром, Хеймдаллем и Локи. Если говорить образно, то Валькнут – это объединение души, духа и тела. Не менее часто этот символ является образом объединения всех составляющих человеческой жизни и перехода из одного состояния в другое.

Если говорить о практическом значении символа Валькнут, то оно весьма интересно, так как наличие оберега с нанесенными на него тремя переплетающимися треугольниками позволяет получить ключ к скрытым от непосвященного взгляда знаниям. Использование этого символа дает возможность его обладателю сконцентрировать свои мысли, переключать внимание с одной темы на другую, совершенствовать логику, осмысление сложившейся ситуации и имеет здравый смысл при принятии сложных и ответственных решений. Очень часто человек, носящий оберег Валькнут обладает мудростью не по годам, благодаря чему он способен сомневаться во всем, даже в своих убеждениях и принципах.

Связь Валькнута и теории миров

Скандинавские рунические символы имеют очень сильное магическое воздействие на человека, поэтому обращение с ними – это процесс,

который должен брать на себя человек знающий не просто основные понятия и определения, но и имеющий глубинные знания и некую связь с другими мирами. В достаточно большом ряду скандинавских и славянских оберегов Валькнут может с гордостью занимать место
рядом с Молотом Тора и Трикселем. Три сплетенных воедино треугольника – это группы миров – Мидгарт, Асгард и Хель.

Первый из миров, Мидгарт, - это мир, в котором испокон веков живут люди, второй, Асгард, - это обитель Богов, духовный мир, и Хель – обитель мертвых. Символ единения миров обладает очень большой энергетической силой, поэтому Валькнут часто использовался волхвами и магами, которые черпают из амулета бесконечную энергию и тайные знания трех миров. Бытует мнение, что медитация с Валькнутом дает возможность самотрансформироваться, обрести знания и переосмыслить устройство мироздания, которое недоступно простым смертным.

Достаточно часто в литературе можно встретить мнение, что символ Валькнут не столько скандинавский, а в большей степени египетско-греческий. Подтверждением тому является тот факт, что это хоть и символ Одина, но на его изображениях Валькнут встретить можно очень редко. Те же скептики считают, что оберег не обладает должной эффективностью, как его описывают, и полагают, что сила у него вымышленная.

Но именно этот рунический символ является проекцией пути любого воина, поэтому его можно часто встретить рядом образами воителей и сил, оказывающих воздействие на жизненный путь человека, который выбрал дорогу воина. При помощи этого знака воину подчеркивается вероятность его попадания либо в мир духов, либо в мир мертвых. Достаточно часто подобное значение символа Валькнут ассоциируется с сердцем Хрунгира, единственного великана, осмелившегося соревноваться с Одином в верховой езде (позже он был убит Тором). Если рассматривать Валькнут с этого ракурса, то в нем четко виден тройственный союз миров, и символ больше подходит не магу, а воину, так как помогает не осмысливать Бытие, а принимать определенные действия для его изменения.

Девять и три – сакральные числа Валькнута

Магия чисел у древних скандинавов (как и у древних славян) играла особое значение в не только в жизни, но и в принятии решений. Особым уважением пользовались числа три и девять. Их можно встретить в нордической культуре во многих ситуациях – это и девять миров, разделенных на три атта, и три норны, плетущие судьбу человека, и три обличия Одина, и девять ветвей мирового дерева. Стоит отметить, что девять веточек со священного древа являются основой всех рун старшего Футарка. В Валькнуте нашли отображение оба числа – три треугольника с девятью углами. По мнению многих исследователей Валькнут есть ни что иное, как одна из ипостасей мирового дерева, так как в нем, подобно ветвям, переплетаются все девять миров.

Рунический круг Валькнута

Символ Валькнут в большинстве случаев изображается с обязательным руническим кругом, с нанесенными на него старшими рунами. На него циклично нанесены Феху, Уруз, Турисаз, Дааз. Каждый цикл этих рун символизирует накопление опыта и мудрости, являясь при этом олицетворением движения и развития. В интернете и во многих печатных источниках можно встретить фото символа Валькнут с обязательным заключением его в круг рун. Валькнут может находится в одном из восьми положений, при этом внешние углы символа указывают на определенную комбинацию рун, каждое из которых является олицетворением одного из миров.

Особенности использования оберега Валькнут

Валькнут в руническом круге редко применялся в виде обережного знака, но благодаря своей громадной силе, он может изменить жизнь человека отвести неудачи, проблемы, сглаз.

Но для того чтобы амулет приносил удачу, его владельцу придется выдержать определенные испытания, во время которых будут проверены целеустремленность, воля к победе и сила духа. При этом каждое испытание будет щедро вознаграждено удачей. Стоит сказать, что тату Валькнута не стоит наносить в область сердца, так как энергетика символа очень велика, и не каждому человеку под силу с ней совладать.

Оберег является универсальным, поэтому его он подойдет всем. Единственным рекомендованным ограничением является то, что не стоит его носить детям, так как их энергетическая защита очень слаба. Валькнут из серебра (одного из самых сильных с энергетической точки зрения металлов) является поможет раскрыть свои внутренние силы, получить постоянную подпитку энергией из всех трех миров, стать сильнее духом и не бояться проблем. Купить Валькнут – это значит получить покровительство не только самого Одина, но и всего пантеона скандинавских богов.

Треугольник встречается в символике всех религиозных, эзотерических и философских течений. В этом знаке сконцентрировано множество сакральных смыслов, скрывающих глубинные тайны божественного начала, макро- и микрокосма.

Треугольник - символ, значение которого раскрывает принцип иерархичности мира. Его вершина есть Великое Непроявленное, Бог Абсолют, источник всего сущего.

Треугольник с изображением глаза в верхней его части – знак возобладания духовного начала над плотными материальными мирами низших уровней реальности.

Символ треугольника в значении наиболее обширном суть священное триединство мироздания. Три вершины треугольника – знак неделимой структуры голографичной вселенной и каждой единицы, в ней проявленной.

Три – необходимое число, формирующее плоскость, как первичное проявление чего-либо в пространстве. Объем материального мира возможен лишь в троичной системе координат, где модель любого объекта может быть разбита на множество треугольников, лежащих в разных плоскостях друг относительно друга.

В христианской традиции треугольник - символ Троицы: дух, душа и тело; отец, сын и дух святой. В христианской живописи Бог Отец символически изображается с треугольным нимбом над головой, или же с сиянием в форме двух треугольников, пересекающихся между собой и формирующих знак шестиконечной звезды.

Два треугольника с разнонаправленными вершинами по-другому также называют звездой Соломона. Этот символ обозначает божественный союз двух противоположных начал: мужского и женского, активного и пассивного, тонкого и плотного, неба и земли. Этот символ также несет в себе смысл гармоничного сочетания четырех стихий природы в едином индивидуальном сознании.

В славянстве треугольник носит значение священного единства трех миров: Яви – материального мира, Прави – мира богов и Нави – мира духов.

Переплетенные между собой три треугольника символизируют полноту и совершенство универсума, тройственность на трех уровнях бытия. В нумерологическом аспекте три треугольника несут значения девятки, которая есть целостность и универсальность вселенной. За пределом этого числа следует только десятка – единица на новом витке эволюции. Потому три треугольника – также знак трансформационных процессов, суть разрушение, необходимое для дальнейшего сотворения нового.

В эзотерическом смысле символ треугольника заключает в себе универсальные законы космического устройства. В этом знаке сокрыт и герметический закон полярности, и философский принцип единства и борьбы противоположностей. Три есть два плюс один, что по своему смыслу сопоставимо с философской категорией Дао из китайской традиции, где Инь и Ян, женское и мужское сочетаются в идеальной гармонии взаимодействия.

Согласно Праведам – древнему знанию северных волхвов - треугольник – символ неделимости трех аспектов любого проявления: господь, бог и дьявол; универсум, время и пространство; сознание, движение и форма. Этот знак отображает метафизическую суть системы, в рамках которой возможен творческий акт и само динамическое существование. Осознающая индивидуальность создает мир вокруг себя посредством дуальной пары инструментов: энергии и материи. Выпадение из системы одного из трех элементов низвергает бытие в пучину небытия.

Треугольник в круге – символ упорядоченности проявленного мира в неупорядоченном хаосе вечного и бесконечного пространства универсума. Изображение треугольника, заключенного в окружность – явление Бога Творца в трех ипостасях существования. Этот знак – универсальная ячейка, голограмма и проекция, по шаблону которой разворачивается строительство всей многоуровневой иерархии мира.

Треугольник: значение символа

Валькнут наряду с Трискелем и Молотом Тора – наиболее популярные амулеты в Асатру.
Валькнут - магический символ, переплетение трех треугольников. Валькнут - символ Одина и связанной с ним магии, символ переходов (мостов) между мирами.

Об использовании ВАЛЬКНУТА

1.Валькнут используется для освящения талисманов,необходимо провести стандартный ритуал освящения,но талисман должен находиться в центре валькнута.
2.Для усиления действия и зарядки талисманов,талисман кладется в центр валькнута на 3-4 дня.
3.Валькнут может стать амулетом,который дает владельцу понимание и открывает запретные пути,но использовать его следует с осторожностью,т.к. не всегда есть возможность и навыки,чтобы справиться с силой,которую дает валькнут.Это «требовательный» талисман,заставляющий владельца поступать правильно.

РАЗНОВИДНОСТЬ ВАЛЬКНУТА

Символ Валькнут известен в двух разновидностях, которые на первый взгляд могут оказаться очень похожими, но на деле кардинально отличаются друг от друга. Первый вариант представляет собой три треугольника, переплетенные между собой в замкнутую цепь, а второй - три псевдотреугольника, образованных одной непрерывной линией, которая несколько раз пересекает саму себя.

МАГИЧЕСКИЕ ЧИСЛА 3 и 9

Число три являлось у скандинавов сакральным, как и число девять. Эти цифры встречаются в нордической культуре повсеместно - в скандинавской космогонии присутствует девять различных миров, руны подразделяются на три атта, в создании человека принимали участие три бога (или же, согласно другим мнениям – три ипостаси Одина), судьбу плетут именно три норны, именно девять веточек упало перед Одином с Мирового Древа, и именно на основе этих девяти веточек может быть изображена любая из рун Старшего Футарка.
В Валькнуте объединяются оба этих числа - три треугольника имеют в общей сложности девять углов. Поэтому многие современные исследователи и маги считают, что Валькнут является одним из изображений мирового древа - переплетённые и соединенные друг с другом девять миров.
Другие обозначения касаются триединства божественного происхождения человека – люди были созданы Одином, Локи, и Хёниром, каждый из которых вдохнул в них отдельную часть жизни. Локи вдохнул в тело жизнь и отвечает непосредственно за жизненную силу-энергию, Хёнир, или Хеймдалль, был тем, кто подарил человеку разум, а Один - верховный скандинавский бог, создал человеческую душу.
Таким образом, согласно таким трактовкам Валькнут - это знак, который просто объединяет человека со скандинавским мировоззрением. Без использования этого символа, как считают многие маги и исследователи, нельзя понять скандинавскую культуру. Полное объяснение его значения должно стать личным откровением, доступным каждому, кто достаточно серьезно погрузился в северную традицию и стал жить в согласии с ней. Чтобы это познание было максимально полным и глубоким, рекомендуют также использовать валькнут в руническом круге.

СОЕДИНЕННЫЙ ЕДИНОЙ ЛИНИЕЙ ВАЛЬКНУТ- символ НОРН

Некоторые исследования утверждают, что Валькнут - это символ Одина. Конечно, в этом есть доля истины, однако, ни один исторический источник это не подтверждает. Более того, ни на одной фреске или руническом камне, где изображен Один, нет этого символа, и наоборот. Возможно, это связано с тем, что Валькнут символизирует нити судьбы, которые предсказывают смерть даже верховному богу викингов, а значит, не стоит лишний раз совмещать эти образы.
Также определенные исследования разделяют изображения Валькнута. То, которое состоит из одной линии, переплетающейся в три треугольника, считают символом судьбы. Три норны по сути, прядут одну нитку, которая разделяется на неразрывно связанные прошлое, настоящее и будущее.

ВАЛЬКНУТ 3 ТРЕУГОЛЬНИКА- ЭТО ПОРТАЛ ОДИНА

Валькнут же, созданный из трёх замкнутых треугольников, обозначает власть Одина над невидимыми цепями этого мира. Это касается как магического, так и воинского искусства. Один может запутать знаки, или сковать сердце страхом. Или же, наоборот - разорвать оковы, мешающие развитию, разрубить сомнения и дать возможность двигаться далее. Путешествие между мирами подвластно Одину на своем восьминогом коне Слейпнере он путешествует по всему мировому древу Иггдрассиль (читай как путешествие во времени)

КАК ИСПОЛЬЗОВАТЬ ОБЕРЕГ-ВАЛЬКНУТ?

Валькнут никогда не был исключительно обережным символом, в отличие от молота Тора, однако, благодаря огромной силе, скрытой в нём, он способен кардинально изменять жизнь, отводя неудачи, неприятности, порчу и сглаз. Однако он всегда посылает испытания носителям, проверяя твёрдость их духа и целеустремленность. Не стоит думать, что это обязательно будет значить негатив - каждое пройденное вами испытание будет щедро вознаграждаться. Но всё же не каждый способен их выдержать, поэтому относитесь к изображению этого знака максимально осторожно. Его сила настолько велика, что если разместить любой оберег с этим знаком возле сердца - оно начнет биться с бешеной частотой, поэтому следует аккуратно относиться к татуировкам с этим знаком на груди, а также к кулонам и подвескам.
Оберег валькнут, фото которого можно увидеть на многих сайтах, посвященных скандинавской культуре, был распротстранён по всей древней Скандинавии, использовался и в качестве амулетов, и для оформления-перстней печаток, и в качестве орнаментов или вышивок. Некоторые редкие находки щитов викингов также имеют следы краски, нанесённой в форме валькнута. Однако использование его как воинского оберега сомнительно, так как этот знак предвещал скорый переход в Вальгаллу - викинги наносили его на своё оружие и щиты только тогда, когда им предстоял последний бой, шансов выжить в котором практически не было.
В целом, его изображение будет полезно, если вы изучаете нордическую традицию, как в историческом и повседневном, так и в магическом смысле. Он позволяет прочувствовать всю глубину космогонии, однако, для человека, не имеющего никакого понимания древних традиций северных народов, этот знак будет, как минимум, бесполезным, или даже вредным.
Ограничений по возрасту, роду деятельности или полу этот знак не имеет - его могут использовать как женщины, так и мужчины. Но если вы хотите, чтобы детство ваших детей было действительно светлым и беззаботным, постарайтесь оградить их от этого знака.

КУПИТЬ ИЛИ СОЗДАТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНО?
Если вы твердо решили стать владельцем амулета с символом Валькнута, то это такой случай, когда начинать знакомство с этим знаком можно, только лишь создав его самостоятельно. Это позволит вам действительно понять и ощутить влияние древнего символа на вашу жизнь, а также настроить свои энергетические каналы на нордическую энергию.
Как только вы прочувствуете всю мощь этого знака, сделав его самостоятельно в любом виде - настенного рисунка, вырезанного в дереве, выкованного или вышитого, далее вы сможете пользоваться и созданными другими людьми изображениями.
При этом, все они уже не будут нуждаться в очистке - энергетика знака настолько сильна, что сама уничтожает любые чуждые отпечатки. Именно поэтому нахождение подобного амулета на улице и даже возле порога никогда не сможет принести вам порчу и сглаз, но может быть посланием судьбы или каким-либо предзнаменованием. Если вы захотите пройти это испытание - смело берите новую находку, если же вы сомневаетесь - пройдите мимо, но осознавайте, что это может быть упущенная возможность, и нового шанса изменить вашу судьбу вам может и не представиться.
В целом, Валькнут является довольно противоречивым, но, безусловно, мощным знаком, имеющим как положительные, так и отрицательные стороны. Поэтому перед использованием его обязательно взвесьте все «за» и «против». И, конечно же, не используйте этот знак просто из-за его притягательности и красоты, не углубляясь в его суть.

ВАЛЬКНУТ ДЛЯ РУНОЛОГА

Разумеется рунологи используют Валькнут не просто так. Он дает им чистоту и точность в гаданиях, раскладах, диагностиках. Иногда на работе другого мага стоит непрогляд и с помощью этого символа можно увидеть суть задачи у клиента. Он пропускает вас в прошлое и дает простое ясное решение.
Зарядка амулетов и рун на валькнуте, активация рунических ставов и формул очень действенна и дает силу заклинаниям.

детей старшего дошкольного возраста.

Конспект НОД «Гимн, герб, флаг, Краснодарского края» для детей старшего дошкольного возраста.

Что означают цвета российского флага?

Конспект НОД.

Тема: « Гимн, герб, флаг, Краснодарского края »

для детей старшего дошкольного возраста.

(направление: познавательное развитие)

(разработчик Величко О. А.)

Задачки: сформировывать и развивать энтузиазм к символике края, ее истории; воспитывать почтительное отношение к символам края, патриотизм; расширять словарный припас.

Подготовительная работа: создание уголка по штатскому воспитанию, проведение познавательных занятий по знакомству с флагом Рф, значением цветов флага; беседы о дружбе; чтение художественной и исторической литературы о Рф.

Материал: аудиозапись Гимна Кубани, мультимедийная презентация с изображением природы Кубани, слайды с изображением Герба Краснодарского края, флаг Кубани и Рф, атрибуты к игре «Кто резвее соберет флаг Рф и Кубани »

Оборудование: мультимедийная установка.

Воспитатель читает стихотворение (Я. Абидов «Мать Земля»)

Скажи мне, как верно землю именовать?

Нет, лучше сказать ей: «Родная!» .

Земля – наша милая, хорошая мама!

Так ласковей будет звучать и точнее.

Ведь всё, что мы любим,

Воспитатель: Ребята, как именуется страна, в какой мы живем?

Воспитатель: Мы с вами живем в большой и прелестной стране под заглавием Наша родина. И все мы гордимся собственной Родиной, а в особенности нашими людьми, которые трудятся на благо Рф, чтоб она была сильной и могучей. А кто из вас ребята, знает, как именуется край, в каком мы живем?

Воспитатель: А еще мы называем наш край Кубанью по имени реки, которая протекает через всю местность Кубани.

(Мультимедийная презентация с изображением природы Кубани)

Приморского берега грань.

Леса и поляны, сады и лианы –

Все это родная Кубань.

Воспитатель: Мы с вами живем на Кубани. Это наша малая Родина, где есть собственный Гимн, Герб и флаг – знаки Краснодарского края. Гимн – это основная песня Кубани. При выполнении Гимна все встают, а мужчины снимают головные уборы.

Воспитатель: Давайте, ребята, послушаем гимн Кубани.

Звучит гимн Кубани в выполнении Кубанского Казачьего хора.

Воспитатель: Какое чувство вы испытали, прослушивая гимн? (ответы малышей)

Воспитатель: Любая строчка гимна проникнута нескончаемой любовью к земле кубанской и гордостью за ее славу.

(На дисплее слайд с изображением герба)

Воспитатель: Ребята! Это герб Кубани – символизирует красоту и справедливость, победу добра над злом. Герб изображен на печатях, документах, медалях, монетах. Перед вами новый герб, он был сотворен 24 марта 1995 года.

Жура – жура – журавель.

Облетел он 100 земель.

Крылья ноги натрудил.

Мы спросили журавля:

«Где же наилучшая земля?»

Отвечал он пролетая:

Воспитатель: У Кубани еще есть один символический символ: флаг. Под флагом бьются за независимость вояки, его поднимают во время спортивных побед, вывешивают во время праздничков.

(На дисплее изображение флага Кубани)

Воспитатель: У Кубани флаг трехцветный. В центре флага размещен герб Краснодарского края, выполненный золотым цветом.

Воспитатель: Какие цвета вы видите на полотнище флага Кубани?

Малыши: голубий, малиновый, зеленоватый.

Воспитатель: Что для вас припоминает голубая полоса?

Детки: небо, море, реки.

Воспитатель: Что для вас припоминает малиновая полоса?

Малыши: цвет солнца, огня, тепла.

Воспитатель: А зеленоватая полоса на флаге Кубани символизирует леса, поля, лига. Поглядите, что у меня в руках?

Воспитатель: Верно, ребята. С флагом Рф мы уже знакомы и вы видите, что флаг Рф и Кубани отличаются друг от друга. Назовите отличия 2-ух флагов. (Ответы деток)

Игра – соревнование «Кто резвее соберет флаг Рф Кубани »

(Детки делятся на две команды, предлагается из 3-х цветных полосок собрать флаг Кубани и Рф)

Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы совладали с заданием, и на память я дарю для вас флажки Кубани и Рф.

Воспитатель: Ребята, что нового вы сейчас узнали? А что такое гимн? Как смотрится герб и флаг Краснодарского края?

Презентация к конспекту НОД по познавательно-речевому развитию: «Краснодар - моя Родина» с внедрение ИКТ. Моя предшествующая публикация подразумевала наличие презентации о Краснодаре и подготовительную работу с детками перед проведением НОД. Но презентация.

Готовое оформление для рефератов, папок-передвижек.

Макет Лес. Одичавшие животные

Дерево «Времена года»

Лэпбук по экологии.

Регайтесь! Воспитателю, преподавателю, учителю - МААМ.ру:

Конкурсы и дипломы, учебные планы и программки, конспекты, игры.

«Свидетельство о портфолио» - сходу. Собственный веб-сайт - безвозмездно.

Нажмите тут и зарегайтесь на данный момент!

Редакция: РФ, Волгоград, ул. Мира, д.11, кв. 36 | Учредитель: Фонов Д.В. Редактор: Вовченко Е.А.

Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-57008 | 6 | МААМ 2010 - 2017.

Тезисы

Флаг Краснодарского края: история. История Краснодарского края символизируют Внедрение флага Краснодарского. Что символизируют три цвета флага Краснодарского края . Школьные знания. com это сервис в котором пользователи бесплатно помогают друг другу с. Флаг Кубани: фото, значение цветов. История Кубани, кубанского казачества сегодня вызывает споры и у историков, и в среде. Что означают цвета Флага России. Что означают цвета Флага России «Что означают 15:53 Курские дзюдоисты завоевали три. Флаг Апшеронского района - Википедия. район Краснодарского края флага тот же, что и у символизируют три. Анапа | Юным хуторянам и селянам рассказали о. День Российского флага – праздник, который помогает объединить общество на вечных. Символика Ейска - флаг, герб города Ейск - Ейск ИНФО. Приехали отдыхать в Ейск? Хотите узнать о его символах? Естественно, как и у каждого. флаг Славянска-на-Кубани. Полотнище разделено на три части белым повторяют цвета флага Краснодарского края;. О проведении мероприятий, посвящённых Дню. триколор флага ? », «Что символизируют три цвета тропами Краснодарского края». День рождения Краснодарского края. Ваша задача вспомнить цвета флага края и расскажите что Краснодарского края в.

Символы были сильным оружием в нацистском преобразовании общества. Ни до, ни после этого в истории символы не играли столь важной роли в политической жизни и не использовались столь сознательно. Национальная революция, по мысли нацистов, не только должна была быть осуществлена - ее должно было быть видно.

Нацисты не только уничтожили все те демократические общественные институты, заложенные во время Веймарской республики, они свели на нет и все внешние признаки демократии в стране. Национал-социалисты поглотили государство еще больше, чем это удалось сделать Муссолини в Италии, и партийные символы стали частью государственной символики. Черно-красно-желтое знамя Веймарской республики сменилось на нацистское красно-бело-черное со свастикой. Немецкий государственный герб был заменен новым, а свастика заняла в нем центральное место.

Жизнь общества на всех уровнях была пропитана нацистской символикой. Недаром Гитлер интересовался методиками влияния на массовое сознание. Опираясь на мнение французского социолога Густава Ле Бона о том, что контролировать большие группы людей лучше всего с помощью пропаганды, направленной на чувства, а не на интеллект, он создал гигантский пропагандистский аппарат, который должен был донести до масс идеи национал-социализма в простом, понятном и эмоциональном виде. Появилось множество официальных символов, каждый из которых отражал часть нацистской идеологии. Символы работали так же, как и остальная пропаганда: однотипность, повторяемость и массовая продукция.

Стремление нацистов к тотальной власти над гражданами проявлялась и в знаках отличия, которые надлежало носить людям из самых разных сфер. Члены политических организаций или администрации носили нашивки из ткани, почетные знаки и приколотые значки с символами, которые были одобрены Министерством пропаганды Геббельса.

Знаки отличия использовали и для того, чтобы отделить «недостойных» для участия в строительстве нового рейха. Евреям, например, ставили в паспорта штамп с буквой J (Jude, еврей), чтобы контролировать их въезд и выезд из страны. Евреям же было предписано носить нашивки на одежде - желтую шестиконечную «звезду Давида» со словом Jude («еврей»). Наибольшее распространение такая система получила в концлагерях, где узников разделяли на категории и заставляли их носить нашивки, обозначавшие их принадлежность к той или иной группе. Часто нашивки были треугольными, как предостерегающие дорожные знаки. Разным категориям узников соответствовали разные цвета нашивок. Черные носили умственно неполноценные, алкоголики, ленивые, цыгане и женщины, отправленные в концлагеря за так называемое антисоциальное поведение: проституцию, лесбиянство или за применение контрацептивов. Мужчины-гомосексуалисты были обязаны носить розовые треугольники, члены секты свидетелей Иеговы - лиловые. Красный, столь ненавидимый нацистами цвет социализма, носили «враги государства»: политзаключенные, социалисты, анархисты и масоны. Нашивки могли комбинироваться. Например, еврей-гомосексуалист был вынужден носить розовый треугольник на желтом треугольнике. Вместе они создавали двухцветную «звезду Давида».

Свастика

Свастика - самый известный символ немецкого национал-социализма. Это один из древнейших и наиболее распространенных в истории человечества символов, который использовался во многих культурах, в разное время и в разных частях света. Его происхождение спорно.

Наиболее древние археологические находки с изображением свастики - это наскальные рисунки на керамических черепках, найденные в юго-восточной Европе, их возраст - более 7 тысяч лет. Свастика встречается там как часть «алфавита», который использовался в долине Инда в бронзовом веке, то есть 2600-1900 до н.э. Подобные находки бронзового и раннего железного века обнаружены и при раскопках на Кавказе.

Археологи находили свастику не только в Европе, но и на предметах, найденных в Африке, Южной и Северной Америке. Вероятнее всего, в разных регионах этот символ использовался совершенно независимо.

Значение свастики может быть различно в зависимости от культуры. В Древнем Китае, например, свастика обозначала число 10 000 и далее бесконечность. В индийском джайнизме она обозначает четыре уровня бытия. В индуизме свастика, в частности, символизировала бога огня Агни и бога неба Диауса.

Многочисленны и ее названия. В Европе символ называли «четырехножкой», или cross gammadion, а то и просто gammadion. Само слово «свастика» пришло из санскрита и его можно перевести как «нечто, приносящее счастье».

Свастика как арийский символ

Трансформация свастики от древнего символа солнца и удачи к одному из самых ненавистных знаков в западном мире началась с раскопок немецкого археолога Генриха Шлимана. В 70-е годы XIX века Шлиман начал раскопки руин античной Трои вблизи Хисарлыка на севере современной Турции. На множестве находок археолог обнаружил свастику, символ, знакомый ему по древней керамике, найденной при раскопках Кенингсвальде в Германии. Поэтому Шлиман решил, что нашел недостающее звено, связывающее германских предков, Грецию эпохи Гомера и мифическую Индию, воспетую в «Махабхарате» и «Рамаяне».

Шлиман проконсультировался с востоковедом и теоретиком расового учения Эмилем Бюрнауфом, который утверждал, что свастика - это стилизованное изображение (вида сверху) горящего алтаря древних ариев. Поскольку арии поклонялись огню, то свастика и была их главнейшим религиозным символом, делал вывод Бюрнауф.

Находка вызвала сенсацию в Европе, особенно в незадолго до того объединенной Германии, где идеи Бюрнауфа и Шлимана встретили горячий отклик. Постепенно свастика потеряла свой первоначальный смысл и стала считаться исключительно арийским символом. Ее распространение считали географическим указанием того, где именно древние «сверхлюди» находились в той или иной исторический период. Более трезвомыслящие ученые сопротивлялись такому упрощению и указывали на случаи, когда свастику обнаруживали и вне региона распространения индоевропейских языков.

Постепенно свастике стали придавать все более антисемитское значение. Бюрнауф утверждал, что евреи не принимали свастику. Польский писатель Микаэль Змигродски в 1889 году опубликовал книгу Die Mutter bei den Völkern des arischen Stammes, которая изображала арийцев чистой расой, не допускавшей смешения с евреями. В том же году на Всемирной ярмарке в Париже Змигродски устроил выставку археологических находок со свастикой. Спустя два года немецкий ученый Эрнст Людвиг Краузе написал книгу Tuisko-Land, der arischen Stämme und Götter Urheimat, в которой свастика выступала как очевидно антисемитский символ народного национализма.

Гитлер и флаг со свастикой

Национал-социалистическая партия Германии (НСДАП) формально приняла свастику в качестве партийного символа в 1920 году. Гитлер тогда еще не был председателем партии, но отвечал в ней за вопросы пропаганды. Он понимал, что партия нуждается в чем-то, что отличало бы ее от конкурирующих группировок и вместе с тем привлекало бы массы.

Сделав несколько эскизов знамени, Гитлер остановил свой выбор на следующем: черная свастика в белом круге на красном фоне. Цвета были заимствованы у старого императорского знамени, но выражали догмы национал-социализма. В своей автобиографии «Майн кампф» Гитлер затем пояснял: «Красный цвет - это социальная мысль в движении, белый олицетворяет национализм, а свастика - символ борьбы арийцев и их победы, которая является, таким образом, победой идеи творческого труда, которая сама по себе всегда была антисемитской и всегда будет антисемитской».

Свастика как национальный символ

В мае 1933 года, всего через несколько месяцев после прихода Гитлера к власти, был издан закон о защите «национальных символов». По этому закону свастика не должна была изображаться на посторонних предметах и запрещалось также коммерческое использование знака.

В июле 1935 года немецкое торговое судно «Бремен» вошло в порт Нью-Йорка. Нацистский флаг со свастикой развевался рядом с государственным флагом Германии. Сотни членов профсоюзов и американской компартии собрались на пристани на антинацистский митинг. Демонстрация переросла в беспорядки, возбужденные рабочие взобрались на борт «Бремена», сорвали флаг со свастикой и его бросили в воду. Инцидент привел к тому, что четыре дня спустя немецкий посол в Вашингтоне потребовал от американского правительства официальных извинений. Американцы отказались извиняться, ссылаясь на то, что неуважение было проявлено не к государственному флагу, а всего лишь к флагу нацистской партии.

Нацисты сумели использовать этот инцидент в собственных интересах. Гитлер назвал его «унижением немецкого народа». А чтобы впредь подобного не случалось, статус свастики был повышен до уровня национального символа.

15 сентября 1935 года вступил в силу первый из так называемых Нюрнбергских законов. В нем были узаконены цвета немецкого государства: красный, белый и черный, а флаг со свастикой стал государственным флагом Германии. В ноябре того же года это знамя было введено в армии. Во время Второй мировой войны оно распространилось на все оккупированные нацистами страны.

Культ свастики

Однако в Третьем рейхе свастика была не символом государственной власти, а прежде всего выражением мировоззрения национал-социализма. За время своего правления нацисты создали культ свастики, который скорее напоминал религию, чем обычное политическое использование символов. Грандиозные массовые сборища, организованные нацистами, походили на религиозные церемонии, где Гитлеру отводилась роль верховного жреца. Во время партийных дней в Нюрнберге, например, Гитлер со сцены восклицал «Хайль!» - и сотни тысяч нацистов отвечали хором: «Хайль, мой фюрер»! Затаив дыхание, огромная масса наблюдала, как под торжественную барабанную дробь медленно разворачивались огромные знамена со свастикой.

В этот культ входило и особое почитание знамени, сохраненного со времени «пивного путча» в Мюнхене 1923 года, когда несколько нацистов было застрелено полицией. Легенда утверждала, что несколько капель крови упало на полотнище. Десять лет спустя, после прихода к власти Гитлер приказал доставить этот флаг из архива баварской полиции. И с тех пор каждый новый армейский штандарт или флаг со свастикой проходил особую церемонию, во время которой новое полотнище прикасалось к этому окропленному кровью знамени, ставшему реликвией нацистов

Культ свастики как символа арийской расы должен был со временем заменить христианство. Поскольку нацистская идеология представляла мир борьбой между расами и народами, христианство с его иудейскими корнями было в их глазах еще одним доказательством того, что ранее арийские регионы были «завоеваны» евреями. К концу Второй мировой войны нацисты разработали далеко идущие планы по преобразованию немецкой церкви в «национальную». Все христианские символы должны были быть заменены в ней нацистскими. Идеолог партии Альфред Розенберг писал, что все кресты, Библии и изображения святых должны быть изъяты из церквей. Вместо Библии на алтаре должна лежать «Майн кампф», а слева от алтаря - меч. Кресты во всех церквях должна быть заменены «единственным непобедимым символом - свастикой».

Послевоенное время

После Второй мировой войны свастика в западном мире была до такой степени связана с жестокостями и преступлениями нацизма, что это совершенно заслонило все другие толкования. Сегодня на Западе свастика ассоциируется прежде всего с нацизмом и правым экстремизмом. В Азии же знак свастики по-прежнему считается позитивным, хотя, некоторые буддистские храмы с середины XX века стали украшать только левозакрученными свастиками, хотя ранее использовались знаки обоих направлений.

Национальные символы

Точно так же, как итальянские фашисты представляли себя современными наследниками Римской империи, нацисты стремились доказать свою связь с древней германской историей. Гитлер недаром называл задуманное им государство Третьим рейхом. Первым масштабным государственным образованием была Германо-римская империя, просуществовавшая том или ином виде почти тысячу лет, с 843 до 1806 год. Вторая попытка создания германской империи, предпринятая в 1871 году, когда Бисмарк объединил северогерманские земли под главенством Пруссии, потерпела крах с поражением Германии в Первой мировой войне.

Немецкий национал-социализм, как и итальянский фашизм, был крайней формой национализма. Это выражалось в заимствовании ими знаков и символов из ранней истории германцев. К ним относится и комбинация красного, белого и черного цветов, а также символов, которые использовала милитаристская власть во времена Прусской империи.

Череп

Изображение черепа - один из самых обычных символов в истории человечества. В разных культурах он имел разное значение. На Западе череп традиционно ассоциируется со смертью, с течением времени, с конечностью жизни. Рисунки черепа существовали еще в античные времена, однако стали заметнее в XV веке: они во множестве появились на всех кладбищах и массовых захоронениях, связанных с эпидемией чумы. В Швеции на церковных росписях смерть изображали в виде скелета.

Ассоциации, связанные с черепом, всегда были подходящим символом для тех группировок, которые хотели либо напугать людей, либо подчеркнуть собственное презрение к смерти. Всем известный пример - пираты Вест-Индии XVII и XVIII веков, которые использовали черные флаги с изображением черепа, часто комбинируя его с другими символами: мечом, песочными часами или костями. По тем же причинам череп с костями стали использовать для обозначения опасности и в других областях. Например, в химии и медицине череп с костями на этикетке означает, что препарат ядовит и опасен для жизни.

Эсэсовцы носили металлические значки с черепами на головных уборах. Такой же знак использовался в лейб-гусарских частях прусской гвардии еще во времена Фридриха Великого, в 1741 году. В 1809 году «Черный корпус» герцога Брауншвейгского носил черную форму с изображением черепом без нижней челюсти.

Оба эти варианта - череп и кости или череп без нижней челюсти - существовали в немецкой армии в период Первой мировой войны. В элитных частях эти символы означали боевую отвагу и презрение к смерти. Когда в июне 1916 года саперный полк Первой гвардии получил право носить белый череп на рукаве, командующий обратился к солдатам со следующей речью: «Я убежден, что этот знак отличия нового отряда всегда будут носить в знак презрения к смерти и боевого духа».

После войны немецкие части, которые отказались признать Версальский мир, выбрали череп своим символом. Некоторые из них вошли в личную охрану Гитлера, которая позже превратилась в СС. В 1934 году руководство СС официально утвердило тот вариант черепа, который и сегодня используется неонацистами. Череп был также символом танковой дивизии СС «Мертвая голова». Эту дивизию первоначально набирали из надзирателей концлагерей. Перстень с «мертвой головой», то есть с черепом, был и почетной наградой, которую Гиммлер вручал отличившимся и заслуженным эсэсовцам.

И для прусской армии, и для солдат императорских частей череп был символом слепой верности командиру и готовностью пойти за ним на смерть. Это значение перешло и к символу СС. «Мы носим череп на черных фуражках как предостережение врагу и как знак готовности пожертвовать жизнью ради фюрера и его идеалов», - такое высказывание принадлежит эсэсовцу Алоизу Розенвинку.

Поскольку изображение черепа широко использовалось в самых разных областях, то в наше время оно оказалось наименее связанным с нацистской идеологией символом. Наиболее известная современная нацистская организация, которая использует череп в своей символике, - британская Combat 18 .

Железный крест

Первоначально «Железным крестом» назывался военный орден, учрежденный прусским королем Фридрихом Вильгельмом III в марте 1813 года. Сейчас так называют как сам орден, так и изображение креста на нем.

«Железный крест» разных степеней вручали солдатам и офицерам четырех войн. Сначала в войне Пруссии против Наполеона 1813 года, затем во время Франко-прусской войны 1870-1871 года, а затем и в ходе Первой мировой войны. Орден символизировал не только храбрость и честь, но был тесно связан с германской культурной традицией. Например, во время прусско-австрийской войны 1866 года «железным крестом» не награждали, так как она считалась войной двух братских народов.

С началом Второй мировой войны Гитлер возродил орден. В центр креста была добавлена, цвета ленты изменены на черный, красный и белый. Тем не менее, сохранилась традиция указывать год выдачи. Поэтому на нацистских вариантах «Железного креста» проставлен год 1939. Во время Второй мировой войны было вручено примерно 3,5 миллиона «Железных крестов». В 1957 году, когда в Западной Германии запретили ношение нацистских символов, ветеранам войны дали возможность сдать ордена и получить обратно такие же, но без свастики.

Символика ордена имеет длинную историю. Христианский крест, который стал использоваться в Древнем Риме в 4 веке до н.э., первоначально означал спасение человечества через мученическую смерть Христа на кресте и воскресение Христово. Когда в эпоху Крестовых походов в XII и XIII веков христианство милитаризировалось, значение символа расширилось и стало охватывать такие достоинства крестоносцев, как храбрость, верность и честь.

Один из многих рыцарских орденов, возникших в то время, был Тевтонский орден. В 1190 году во время осады Акры в Палестине купцы из Бремена и Любека основали полевой госпиталь. Два года спустя Тевтонский орден получил формальный статус от папы римского, наделившего его символом: черным крестом на белом фоне, который называется cross patté. Крест равносторонний, перекладины его изогнуты и расширяются от центра к концам.

Со временем Тевтонский орден численно вырос и его значимость увеличилась. Во время крестовых походов на Восточную Европу XIII и XIV веков тевтонские рыцари завоевали значительные территории на месте современных Польши и Германии. В 1525 году орден подвергся секуляризации, а принадлежавшие ему земли вошли в состав Прусского герцогства. Черно-белый крест рыцарей существовал в геральдике Пруссии до 1871 года, когда его стилизованная версия с прямыми линиями перекладин стала символом немецкой военной машины.

Таким образом, железный крест, как и многие другие символы, которые использовались в гитлеровской Германии, является не нацистским политическим символом, а военным. Поэтому он не запрещен в современной ФРГ в отличие от чисто фашистских символов и по-прежнему используется в армии бундесвера. Однако неонацисты стали использовать его во время своих сборищ вместо запрещенной свастики. А вместо запрещенного знамени Третьего рейха используют военный флаг императорской Германии.

Распространен железный крест и среди группировок байкеров. Встречается он и в популярных субкультурах, например, у серфингистов. Варианты железного креста встречаются в логотипах различных фирм.

Волчий крюк

В 1910 году немецкий писатель Герман Лёнс издал исторический роман под названием «Вервольф» («Оборотень»). Действие в книге происходит в немецкой деревушке во время Тридцатилетней войны. Речь идет о борьбе крестьянского сына Гарма Вольфа против легионеров, которые, подобно ненасытным волкам, терроризируют население. Герой романа делает своим символом «волчий крюк» - поперечную перекладину с двумя острыми крюками на концах. Роман стал необыкновенно популярен, особенно в националистических кругах, из-за романтического образа немецких крестьян.

Лёнс был убит во Франции во время Первой мировой войны. Однако его популярность сохранилась и в Третьем рейхе. По приказу Гитлера в 1935 году останки писателя были перенесены и захоронены на немецкой земле. Роман «Вервольф» неоднократно переиздавался, и на обложке часто изображался этот знак, вошедший в число санкционированных государством символов.

После поражения в Первой мировой войне и распада империи «волчий крюк» стал символом национального сопротивления против политики победителей. Его использовали разные националистические группировки - Jungnationalen Bundes и Deutschen Pfadfinderbundes, а один добровольческий корпус даже взял себе название романа «Вервольф».

Знак «волчий крюк» (Wolfsangel) существовал на территории Германии много сотен лет. Происхождение его не вполне ясно. Нацисты утверждают, что знак языческий, ссылаясь на его сходство с древнескандинавской руной i, но доказательств этого нет. «Волчий крюк» вырезали на зданиях члены средневекового цеха каменщиков, разъезжавшие по Европе и строившие соборы еще в XIV веке (из этих ремесленников и образовались затем масоны или «вольные каменщики»). Позже, начиная с XVII века, знак входил в геральдику многих дворянских семей и городских гербов. По некоторым версиям, форма знака напоминает орудие, которое использовали для подвешивания волчьих туш после охоты, но, вероятно, эта теория основана на названии символа. Само слово Wolfsangel впервые упоминается в геральдическом словаре Wapenkunst 1714 года, но обозначает совсем другой символ.

Разные варианты символа использовались молодыми «волчатами» из гитлерюгенда и в военном аппарате. Наиболее известны примеры использования этого символа: нашивки с «волчьим крюком» носили вторая эсэсовская танковая дивизия Das Reich, Восьмой танковый полк, Четвертая моторизированная пехотная дивизия СС, нидерландская добровольческая гренадерская дивизия СС Landstorm Nederland. В Швеции этим символом в 30-е годы пользовалась молодежное крыло движения Линдхольма «Молодежь Севера» (Nordisk Ungdom).

В конце Второй мировой войны нацистский режим стал создавать своего рода партизанские группы, которые должны были бороться с врагом, вступившим на немецкую землю. Под влиянием романов Лёнса эти группы тоже стали называть «Вервольф», а в 1945 году их отличительным знаком стал «волчий крюк». Некоторые из этих групп продолжали борьбу против войск союзников и после капитуляции Германии, за что сегодняшние неонацисты стали их мифологизировать.

«Волчий крюк» может быть изображен и вертикально, с остриями, указывающими вверх и вниз. В таком случае символ называется Donnerkeil - «молния».

Символы рабочего класса

До того, как во время «Ночи длинных ножей» Гитлер избавился от социалистической фракции НСДАП, партия использовала и символику рабочего движения - прежде всего, в штурмовых отрядах СА. В частности, как и у итальянских фашистских боевиков десятилетием ранее, в начале 30-х годов в Германии встречалось революционное черное знамя. Иногда оно было совершенно черным, иногда комбинировалось с такими символами, как свастика, «волчий крюк» или череп. В настоящее время черные знамена встречаются почти исключительно у анархистов.

Молот и меч

В Веймарской республике 20-х годов существовали политические группы, которые пытались совместить социалистические идеи с идеологией фёлькише. Это отразилось в попытках создания символов, сочетавших элементы этих двух идеологий. Чаще всего среди них встречались молот и меч.

Молот был почерпнут из символики развивавшегося рабочего движения конце XIX - начала XX века. Символы, прославлявшие трудящихся, были взяты из набора обычных инструментов. Наиболее известными стали, естественно, серп и молот, которые в 1922 году были приняты в качестве символов только что образованного Советского Союза.

Меч традиционно служил символом борьбы и власти, а во многих культурах еще и был неотъемлемой принадлежностью различных богов войны, например, бога Марса в римской мифологии. В национал-социализме меч превратился в символ борьбы за чистоту нации или расы и существовал во множестве вариантов.

В символе меча была заложена идея будущего «единства народа», которого рабочие и солдаты должны были достичь после революции. Несколько месяцев 1924 года левый радикал, а впоследствии националист Зепп Эртер издавал газету под названием «Молот и меч», в логотипе которой использовался символ в виде двух скрещенных молотков, пересекающихся с мечом.

И в НСДАП Гитлера существовали левые движения - в первую очередь представленные братьями Грегором и Отто Штрассерами. Братья Штрассер издавали книги в издательствах «Рейн-Рур» и «Кампф». Обе фирмы использовали молот и меч в качестве эмблемы. Символ встречался также на ранних этапах существования гитлерюгенда, до того, как в 1934 году Гитлер расправился со всеми социалистическими элементами в нацистском движении.

Шестерня

Большинство символов, использовавшихся в Третьем рейхе, существовало в той или иной форме сотни, а иногда и тысячи лет. А вот шестеренка относится к гораздо более поздним символам. Ее начали использовать лишь после промышленной революции XVIII и XVIII веков. Символ обозначал технику вообще, технический прогресс и подвижность. Из-за прямой связи с промышленным развитием шестеренка стала символом фабричных рабочих.

Первым в гитлеровской Германии стал использовать шестеренку в качестве своего символа Технический отдел (Technische Nothilfe, TENO, ТЕНО), основанный еще в 1919 году. Эта организация, где внутри шестеренки помещалась буква Т в форме молотка и буква N, осуществляла техническую поддержку различных правоэкстремистских групп. ТЕНО отвечала за эксплуатацию и охрану таких важных отраслей, как водоснабжение и газ. Со временем ТЕНО влилась в военную машину Германии и стала подчиняться непосредственно Гиммлеру.

После прихода Гитлера к власти в 1933 году в стране были запрещены все профсоюзы. Вместо профсоюзов рабочих объединили в Немецкий трудовой фронт (DAF, ДАФ). В качестве символа была избрана все та же шестеренка, но со свастикой внутри, и рабочих обязали носить эти значки на одежде. Похожие значки, шестеренка с орлом, вручались работникам технического обслуживания авиации - «Люфтваффе».

Сама по себе шестеренка не является нацистским символом. Его используют организации рабочих разных стран - как социалистического направления, так и не относящиеся к нему. Среди движения скинхедов, восходящего к британскому рабочему движению 1960-х годов, это также обычный символ.

Современные неонацисты используют шестеренку, когда хотят подчеркнуть свое рабочее происхождение и противопоставить себя «манжетникам», то есть чистоплюям из служащих. Для того чтобы их не путали с левыми, неонацисты комбинируют шестеренку с чисто фашистскими, праворадикальными символами.

Ярким примером является международная организация скинхедов «Хаммерскинс» (Hammerskins). В центр шестеренки они помещают цифры 88 или 14, которые используются исключительно в кругах нацистов.

Символы древних германцев

Многие символы нацистов были позаимствованы из оккультного неоязыческого течения, которое существовало в виде антисемитских сект еще до образования нацистских партий в Германии и Австрии. Помимо свастики, в эту символику входили знаки из дохристианской эпохи истории древних германцев, такие как «ирминсуль» и «молот бога Тора».

Ирминсуль

В дохристианскую эпоху у многих язычников в центре селения стояло дерево или столб, вокруг которого совершались религиозные обряды. У древних германцев такой столб назывался «ирминсуль». Это слово состоит из имени древнегерманского бога Ирмин и слова «суль», обозначающего столб. На севере Европы имя Jörmun, созвучное «Ирмин», было одним из имен бога Одина, и многие ученые предполагают, что германский «ирминсуль» связан с Древом мира Иггдрасиль в древнескандинавской мифологии.

В 772 году христианин Карл Великий сровнял с землей культовый центр язычников в священной роще Экстернштайне на территории современной Саксонии. В 20-е годы XX века, с подачи немца Вильгельма Тойдта, возникла теория, что важнейший ирминсуль древних германцев находился именно там. В качестве доказательства приводился рельеф, высеченный в камне монахами XII века. На рельефе виден ирминсуль, согнутый под изображением Святого Никодемуса и креста - символ победы христианства над язычеством.

В 1928 году Тойдт основал Общество по изучению древнегерманской истории, символом которого стал «выпрямленный» ирминсуль с рельефа в Экстернштайне. После прихода нацистов к власти в 1933 года Общество попало в сферу интересов Гиммлера, и в 1940 году вошло в состав Немецкого общества по изучению древней германской истории и наследия предков (Аненербе).

«Аненербе», созданная Гиммлером в 1935 году, занималась изучением истории германских племен, однако результаты исследований, которые не укладывались в национал-социалистическое учение о чистоте расы, не могли быть опубликованы. Символом «Аненербе» стал ирминсуль, и многие сотрудники института носили маленькие украшения из серебра, воспроизводившие рельефное изображение. Этот знак и по сей день используется неонацистами и неоязычниками.

Руны

Нацисты считали Третий рейх прямым продолжателем древнегерманской культуры, и им было важно доказать право называться наследниками арийцев. В погоне за доказательствами их внимание привлекли руны.

Руны - это знаки письма дохристианской эпохи народов, населявших север Европы. Так же, как буквы латинского алфавита соответствуют звукам, каждый рунический знак соответствовал определенному звуку. Сохранились рунические письмена разных вариантов, высеченные на камнях в разное время и разных регионах. Предполагается, что каждая руна, как и каждая буква алфавита, имела свое название. Однако все, что мы знаем о рунических письменах, добыто не из первоисточников, а из более поздних средневековых записей и еще более позднего готического шрифта, поэтому неизвестно, верны ли эти сведения.

Одной из проблем для нацистских исследований рунических знаков было то, что в самой Германии таких камней не слишком много. Исследования в основном основывались на изучении камней с руническими надписями, найденных на европейском Севере, чаще всего в Скандинавии. Ученые, которых поддерживали нацисты, нашли выход: они утверждали, что широко распространенные в Германии фахверковые постройки с их деревянными стойками и раскосами, придающими зданию декоративно-выразительный облик, повторяют способ написания рун. Подразумевалось, что таким «архитектурно-строительным способом» народ якобы сохранял секрет рунических надписей. Такая уловка привела к обнаружению на территории Германии огромного количества «рун», смысл которых можно было истолковывать самым фантастическим способом. Однако балки или бревна в фахверковых конструкциях, конечно, нельзя «читать» как текст. Нацисты решили и эту проблему. Без всяких на то оснований было объявлено, что каждая отдельная руна имели в древности некий скрытый смысл, «образ», прочесть и понять который могли только посвященные.

Серьезные исследователи, которые исследовали руны только как письменность, лишились субсидий, поскольку стали «отщепенцами», отступниками от нацистской идеологии. В то же время квазиученые, которые придерживались санкционированной сверху теории, получили в свое распоряжение значительные средства. В результате почти вся исследовательская работа была направлена на поиски доказательств нацистского взгляда на историю и, в частности, на поиски ритуального смысла рунических знаков. В 1942 году руны стали официальными праздничными символами Третьего рейха.

Гвидо фон Лист

Главным представителем этих идей был австриец Гвидо фон Лист. Сторонник оккультизма, он посвятил полжизни возрождению «арийско-германского» прошлого и был в начале XX века центральной фигурой в среде антисемитских обществ и объединений, занимавшихся астрологией, теософией и другой оккультной деятельностью.

Фон Лист занимался тем, что в оккультных кругах называлось «медиумным письмом»: с помощью медитации погружался в транс и в этом состоянии «видел» обрывки древнегерманской истории. Выйдя из транса, он записывал свои «видения». Фон Лист утверждал, что верой германских племен была некая мистическая «природная религия» - вотанизм, которой служила особая каста жрецов-«арманов». По его мнению, эти жрецы пользовались руническими знаками как магическими символами.

Далее «медиум» описывал христианизацию Северной Европы и изгнание арманов, вынужденных скрывать свою веру. Однако их знания не исчезли, а тайны рунических знаков сохранялись немецким народом веками. С помощью своих «сверхъестественных» способностей фон Лист мог находить и «считывать» эти скрытые символы повсюду: из названий немецких населенных пунктов, гербов, готической архитектуры и даже названий разных видов выпечки.

После офтальмологической операции в 1902 года фон Лист в течение одиннадцати месяцев ничего не видел. Именно в это время его посетили самые сильные видения, и он создал собственный «алфавит» или рунический ряд из 18 знаков. В этот ряд, не имевший с научно принятым ничего общего, были включены руны из разных времен и местностей. Но, несмотря на его антинаучность, он сильно повлиял на восприятие рунических знаков не только немцев вообще, но и нацистских «ученых», занимавшихся исследованием рун в «Аненербе».

Тот магический смысл, который фон Лист приписывал руническим письменам, используется нацистами от времен Третьего рейха до сегодняшних дней.

Руна жизни

«Руна жизни» - нацистское название пятнадцатого в древнескандинавском ряду и четырнадцатого в ряду рун викингов рунического знака. У древних скандинавов знак назывался «маннар» и обозначал мужчину или человека.

Для нацистов он обозначал жизнь и использовался всегда, когда речь шла о здоровье, семейной жизни или рождении детей. Поэтому «руна жизни» стала эмблемой женского отделения НСДАП и других женских объединений. В сочетании с крестом, вписанным в круг, и орлом этот знак был эмблемой Союза немецких семей, а вместе с буквой А - символом аптек. Эта руна заменила христианскую звезду в газетных объявлениях о рождении детей и возле даты рождения на надгробных камнях.

«Руна жизни» широко использовала на нашивках, которыми награждали за заслуги в самых разных организациях. Например, девушки Службы здоровья носили эту эмблему в виде овальной нашивки с красной руной на белом фоне. Такой же знак выдавали членам гитлерюгенда, прошедшим медицинскую подготовку. Все медики вначале пользовались международным символом врачевания: змея и чаша. Однако в стремлении нацистов реформировать общество вплоть до мельчайших деталей в 1938 году и этот знак был заменен. «Руну жизни», но на черном фоне, могли получать и эсэсовцы.

Руна смерти

Этот рунический знак, шестнадцатый в ряду рун викингов, стал известен среди нацистов как «руна смерти». Символ использовался для прославления убитых эсесовцев. Он заменил христианский крест в газетных некрологах и объявлениях о смерти. Его стали изображать и на могильных плитах вместо креста. Ставили его и на местах массовых захоронений на фронтах Второй мировой войны.

Этот знак использовали и шведские правые экстремисты в 30-е - 40-е годы. Например, «руна смерти» напечатана в объявлении о смерти некоего Ханса Линдена, который воевал на стороне гитлеровцев и был убит на Восточном фронте в 1942 году.

Современные неонацисты, естественно, следуют традициям гитлеровской Германии. В 1994 году в шведской газете под названием «Факел свободы» под этой руной был опубликован некролог на смерть фашиста Пера Енгдаля. Годом позже в газете «Вальхалл и будущее», которую выпускало западношведское движение нацистов НС Гетеборг, под этим символом был опубликован некролог на смерть Эскиля Иварссона, который в 30-е годы был активным членом шведской фашистской партии Линдхольма. Нацистская организация XXI века «Фонд Салема» и сейчас продает в Стокгольме нашивки с изображениями «руны жизни», «руны смерти» и факела.

Руна Хагал

Руна, означающая звук «х» («h»), в древнем руническом ряду и в более новом скандинавском выглядела по-разному. Нацисты использовали оба знака. «Хагал» - старая форма шведского «хагель», что означает «град».

Руна «хагал» была популярным символом движения фёлькише. Гвидо фон Лист вкладывал в этот знак глубокий символический смысл - связь человека с вечными законами природы. По его мнению, знак призывал человека «объять Мироздание, чтобы овладеть им». Это значение было позаимствовано Третьим рейхом, где руна «хагал» олицетворяла абсолютную веру в нацистскую идеологию. Кроме того, издавался антисемитский журнал под названием «Хагал».

Руна использовалась эсэсовской танковой дивизией «Хохенштауфен» на флагах и значках. В скандинавском виде руна была изображена на высокой награде - эсесовском перстне, а также сопровождала свадьбы эсэсовцев.

В наше время руна использовалась шведской партией «Хембюгд», правоэкстремистской группировкой «Хаймдаль» и небольшой нацистской группировкой «Народные социалисты».

Руна Одал

Руна Одал - последняя, 24-я руна древнескандинавского ряда рунических знаков. Ее звучание соответствует произношению латинской буквы О, а форма восходит к букве «омега» греческого алфавита. Название - производное от названия соответствующего знака в готическом алфавите, которое напоминает древнескандинавское «имущество, земля». Это один из самых распространенных знаков в нацистской символике.

Националистический романтизм XIX века идеализировал простую и близкую к природе жизнь крестьян, делая упор на любви к родной деревне и родине в целом. Нацисты продолжали эту романтическую линию, и руна Одал получила особое значение в их идеологии «крови и почвы».

Нацисты считали, что между народом и землей, где он живет, существует некая мистическая связь. Эта мысль была сформулирована и развита в двух книгах, написанных членом СС Вальтером Дарре.

После прихода нацистов к власти в 1933 году Дарре был назначен министром сельского хозяйства. Двумя годами раньше он возглавил подотдел СС, который в 1935 году превратился в государственное Центральное управление по вопросам расы и переселения Rasse- und Siedlungshauptamt (RuSHA), задачей которого было практическое применение основной идеи нацизма о расовой чистоте. В частности, в этом заведении проверяли на чистоту расы членов СС и их будущих жен, здесь определяли, какие дети на оккупированных территориях достаточно «арийские», чтобы их похитить и вывезти в Германию, здесь решали, кто из «неарийцев» должен быть умерщвлен после сексуальной связи с немцем или немкой. Символом этого ведомства была руна Одал.

Одал носили на воротниках солдаты добровольческой горной дивизии СС, куда как вербовали добровольцев, так и забирали силой «этнических немцев» с Балканского полуострова и из Румынии. В годы Второй мировой войны эта дивизия действовала в Хорватии.

Руна Зиг

Руну Зиг нацисты считали знаком силы и победы. Древнегерманским названием руны было sowlio, что означает «солнце». Англосаксонское название руны sigel также значит «солнце», однако Гвидо фон Лист ошибочно связал это слово с немецким словом «победа» - «зиг» (Sieg). Из этой ошибки возникло то значение руны, которое до сих пор бытует среди неонацистов.

«Зиг-руна», как ее называют - один из самых известных знаков в символике нацизма. Прежде всего потому, что этот удвоенный знак носили на воротниках эсэсовцы. В 1933 году первые такие нашивки, разработанные в начале 1930-х годов эсэсовцем Вальтером Хекком, текстильная фабрика Фердинанда Хоффстаттерса продала частям СС по цене 2,50 рейхсмарок за штуку. Чести носить двойную «зиг-руну» на воротниках униформы была первой удостоена часть личной охраны Адольфа Гитлера.

Носили сдвоенную «зиг-руну» в сочетании с изображением ключа и в сформированной в 1943 году танковой дивизией СС «Гитлерюгенд», вербовавшей молодежь из одноименной организации. Одинарная «зиг-руна» была эмблемой организации «Юнгфольк» (Jungfolk), которая обучала основам нацистской идеологии детей от 10 до 14 лет.

Руна Тир

Руна Тир - еще один знак, который был позаимствован нацистами из дохристианской эпохи. Произносится руна как буква Т и обозначает также имя бога Тира.

Бог Тир рассматривался традиционно как бог войны, следовательно, руна символизировала борьбу, сражение и победу. Выпускники офицерской школы носили на левой руке повязку с изображением этого знака. Символ использовался также Добровольческой танковой гренадерской дивизией «30 января».

Особый культ вокруг этой руны был создан в гитлерюгенде, где вся деятельность была направлена на индивидуальное и групповое соперничество. Руна Тир отражала этот дух - и собрания членов гитлерюгенда украшали руны Тир колоссальных размеров. В 1937 году были созданы так называемые «школы имени Адольфа Гитлера», где наиболее способных учеников готовили к важным позициям в администрации Третьего рейха. Ученики этих школ носили сдвоенную «руну Тира» в качестве эмблемы.

В Швеции 30-х годов этот символ использовала организация «Молодежь Севера», подразделение шведской нацистской партии НСАП (NSAP).

 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!