Есть ли в жизни зомби. Почему зомби-апокалипсис реален? Образ зомби по-своему отражен в разных областях мировой культуры

Настоящего зомби, как и настоящее НЛО, не так легко встретить. Мы давно мечтали о таком знакомстве — а лучшего повода, чем канун Хеллоуина, не придумать. Realist нашел специалиста по зомби — и узнал у него всю правду о живых мертвецах и местах, где их можно встретить.

Александр Голиусов — кандидат медицинских наук, писатель. В рамках программы по борьбе с малярией в Африке работал в Нигерии и Гане. Занимается исследованиями феномена зомби.

Откуда берутся зомби?

О зомби слагают легенды и придумывают таинственные истории. В одном только кинематографе существуют три основных версии происхождения зомби. Первая — зомби появились в результате радиационной аномалии. Вторая — на зомби-состояние влияют микроорганизмы. А вот третья версия соответствует реальности. И по ней, классические зомби — это люди, которых колдуны-шаманы культа вуду погружают в бессознательное состояние, а затем — в состояние наркотического опьянения.

Существуют ли настоящие зомби?

Ответить на этот вопрос отрицательно невозможно. Даже наше с вами взаимодействие, интервью — это попытка воздействовать на меня, а подведение меня к желаемому или« правильному» ответу — попытка зомбирования. Люди вообще ежеминутно« зомбируют» друг друга с помощью манипуляций. Но чтобы узнать, существуют ли сейчас классические зомби, нужно отправиться на Гаити.

Можно ли с помощью вируса оживить мертвеца?

Науке такие случаи неизвестны и, по большому счету, это невозможно. Во-первых, после биологической смерти происходит необратимая гибель клеток в органах и тканях, начиная с нервной. Во-вторых, вирус размножается только в живой клетке. А в-третьих, микроорганизм должен быть настолько универсален, что сможет одновременно исполнять функции всех систем погибшего макроорганизма: ему придется заменить собой клетки крови, чтобы переносить кислород, проводить импульсы вместо погибших клеток и так далее. Вирус этого сделать не может. У него достаточно простая структура — как правило, это защищенные оболочкой молекулы ДНК и РНК.

Zombie-бренд. Зомби в поп-культуре - конструкт, который нужен индустрии как динамо-машина по производству денег. Этот образ выражает глубинный страх человека: непобедимое, агрессивное, тупое и зловещее, с чем можно столкнуться или во что есть опасность превратиться, потеряв себя. И есть те, кто готов на этом зарабатывать: покрутили ручку, и из зомби-машины в кинокорпорацию пошли деньги. Недавно этот образ использовали в рекламном ролике для телефонов, которые лучше фотографируют человеческие лица в темноте. В язык вошли устойчивые выражения и мемы: например, «Я - зомби» или «Человек человеку волк, а зомби зомби зомби». Фильмы с таким сюжетом отражают классическое поп-культурное потребление: знаем, что это вредно, но покупаем снова. Этот странный образ - квинтэссенция цивилизационной самоиронии и коллективной тревоги.

Образ зомби по-своему отражен в разных областях мировой культуры.

Кино. Первый фильм о зомби выпустила в 1932 году продюсерская компания Виктора Гальперина. Он назывался «Белый зомби». Главную роль играл Бела Лугоши. Джордж Ромеро, создавший канон этого жанра, говорил, что вдохновлялся романом Ричарда Мэтсона «Я - легенда», хотя роман был о вампирах. Литература. Наибольший интерес представляют два современных произведения. В 2003 году вышла книга американского писателя Макса Брукса «Руководство по выживанию среди зомби». Сценарий фильма «Мировая война Z» с Брэдом Питтом в главной роли основан на ней. В 2009 году американский сценарист, продюсер и писатель Сет Грэм-Смит выпустил мэшап-роман «Гордость и предубеждение и зомби». Игры. На основе этого романа была создана видеоигра, где английские леди и джентльмены используют восточные единоборства в борьбе с зомби. А игра «Зомби против растений» («Plants vs Zombies») в жанре Tower Defense заработала первый миллион долларов за девять дней после релиза. Мифология. Идея зомби существовала и в японской мифологии в образе духов бусо. А в германо-скандинавской мифологии есть два похожих образа - Драугр и Нахцерер. Философский зомби. Так называют мысленный эксперимент в философии сознания. Это гипотетическое существо, неотличимое от нормального человека, но у него отсутствуют сознательный опыт или способность ощущать. (Вы замечали такое: думая, что ударились, автоматически вскрикиваете, а потом понимаете, что и не больно? Это про то же.) Программирование. Зомби-процессом называют дочерний процесс в Unix-системе, завершивший выполнение, но еще присутствующий в списке операционной системы, чтобы считался код завершения. Образование. Зомби как культурный феномен изучают в нескольких университетах и колледжах мира. Например, в чикагском Columbia College есть курс «Зомби в популярных медиа»: студенты пытаются понять, почему снимают так много фильмов о зомби, и что в этой жуткой идее интересует людей. Образ зомби в социологии и психологии. С 2001 года в разных местах мира проходит « Зомби-моб» (Zombie Walk) - массовое шествие загримированных под зомби людей. Это феномен тоже изучают социологи и психологи.

Феномен доброго зомби. За последнее время появилось несколько фильмов о добрых, человечных или просто незлых зомби:

. «Тепло наших тел» («Warm Bodies») про красавчика-зомби, которого любовь к девушке (хотя, наверное, все же сожранный мозг ее бойфренда) снова делает человеком.

. «Файдо» («Fido», Файдо - традиционная собачья кличка в США) - сатира на тему «Кого на самом деле стоит классифицировать как зомби?».

. «Зомби по имени Шон» (официальный перевод названия некорректен, поскольку «Shaun of the Dead» - игра с названием фильма «Dawn of the Dead». Главного героя зовут Шон, но в зомби превращается его друг. Впрочем, после этого он так и остается безобидным бездельником с игровой приставкой. В этом умном и едком пародийном фильме режиссера Эдгара Райта главные роли играют Саймон Пегг и Ник Фрост, и это практически зомби-вариация фильма «Типа крутые легавые».

Записывайтесь на вебинар

КАК МОТИВИРОВАТЬ СОТРУДНИКОВ ЧЕРЕЗ ИСТОРИИ

О чем говорит феномен доброго зомби? Кинозомби переживает кризис отсутствия личности.

Тупиковая ветвь культурной эволюции. Зомби как поп-культурный персонаж - это «тупиковая ветвь эволюции»: кинематограф не может развивать его как персонажа-личность. В жизни кинозомби не будет драматических поворотов (ну, кроме резюмирующего снаряда в мозг), новой любви, карьерных перемен, свадеб и рождения детей. Ему просто нечем заняться. У этого культурного конструкта два интереса: жрать и уничтожать - маловато для кинематографических коллизий.

Сатира на эту тему присутствует в фильме «Тепло наших тел»: в покинутом людьми городе зомби от нечего делать возвращаются к рутинным прижизненным обязанностям и даже пытаются общаться звуками.

Даже если допустить, что «зомби победили» в кино: чем они будут заниматься, когда все уничтожат? В смысле кинематографической фабулы и сценария, им остается либо тихо разложиться под кустом, либо добреть, умнеть и опять становиться людьми.

Кинематограф загнал себя в угол и вынужден пустить время вспять: возвращать зомби к жизни (например, через любовь, как в «Warm Bodies») или хотя бы сделать его сносным диванным членом общества (как это произошло с Эдом, другом Шона в «Shaun of the Dead»).

Другой вариант - размышлять о людях, которые в столкновении с зомби проявляют весь спектр человеческого и по-настоящему становятся людьми.

Вообще интереснее всего не сама зомби-тема, а феномен превращения наивных, а потом и «мясных» зомби-фильмов в поэтичное размышление о человеке, о том, в каких иллюзиях мы живем. В сущности, мы так увлечены игрой, которую конструирует цивилизация (и почти каждый из нас как ее часть), что не видим «мир как он есть». И сериал «Ходячие мертвецы» вот уже пятый сезон устраивает нам анатомический театр наших иллюзий.

Дороги в мегаполисах пусты, но этому уже никто не радуется. Везде стоят дорогие машины, но на лошади уедешь дальше. Главный герой, полицейский Рик Граймс, изо всех сил старается сохранять разум и благородство, но чем больше стрессов, тем яростнее он реагирует на жестокость тех, кто пока жив, но утратил человечность - стал «ходячим мертвецом» по сути. После зомби-апокалипсиса ярче проявляется абсурдность расизма и вражды. Группы здоровых людей, выживших в таком аду, воют друг с другом за безопасное место и еду. И оказывается, что речь идет не только о консервах из супермаркета, но и о самих людях, которых каннибалы воспринимают так же, как сейчас мы - животных на фермах. Алкоголик готов рисковать собой и товарищами, чтобы вырвать у зомби сумку с бутылкой. Фермер держит свою зомби-семью в амбаре, надеясь, что найдется средство излечить мертвецов и настаивает на том, чтобы к ходячим относились по-человечески. Некогда мирный, законопослушный человек, столкнувшись с ужасными вещами, становится психопатом, который складирует головы зомби в аквариуме, устраивает комнату пыток и Колизей с зомби. Но и в нем остается нечто человечное - он ухаживает за зомби-дочерью и позже заботится о нескольких живых. Властные амбиции и садистские наклонности выплывают наружу в условиях распавшейся цивилизации и общественной морали. Люди ведут счет дням без смертей и радуются табличке «30 дней без происшествий». Человек приспосабливается ко всему: женщина с катаной отрубает зомби руки и челюсти, чтобы они не могли навредить ей, и ведет за собой на цепях - их запах делает ее «невидимой» для толп мертвецов. Пойманных ходячих также используют как десант против враждебной группы, набивая ими грузовик. По сути «Ходячие мертвецы» - размышление о том, на что способен человек в экстремальных условиях, какова цена нашей цивилизации, почему мы ничего не ценим и так скучаем, пока у нас все хорошо.

Популярность зомби давно вышла за пределы жанра ужасов. «Живые мертвецы» стали любимцами малышей, воюя с растениями в детских играх. Они являются одними из типичных врагов в фантастических шутерах и сериалах. Становятся элементом молодёжного дизайна в одежде. Неужели леденящие кровь ужасы остались в прошлом, и сегодня никого не волнует возможен ли зомби-апокалипсис ? Попробуем разобраться, насколько актуальна данная тема и какова вероятность появления «живых мертвецов» на улицах современных городов.

Существуют ли зомби в реальной жизни

Существа с подгнившей плотью, рычащие и тянущие руки и зубы к мозгам, обросли множеством историй, легенд и суеверий. Они появляются в мистических триллерах и мелодрамах, молодёжных комедиях куда чаще своих «коллег» вампиров, добавляя толику юмора или символизируя притесняемые прослойки общества. В мире кино живые мертвецы – постоянная массовка, которая делится на две основных категории:

  1. Классические зомби – восставшие из могил трупы, часто не отличающиеся умом и сообразительностью.
  2. Живые мертвецы – результат воздействия некой пандемии, превратившей большую часть человечества в агрессивных плотоядных существ.

А как насчёт реальности? Достоверно известно, что зомби в изначальном смысле – не вымысел голливудских режиссёров. Слово произошло от одного из африканских языков и значит «Душа мертвеца». На вопрос «Кто такие зомби и существуют ли они?» жрец вуду ответит утвердительно, добавив, что сам не прочь обзавестись парочкой экземпляров для работы в саду.

  1. Обряд превращения человека в покорного раба, действительно, существует в этой религии, но не подразумевает его реальной смерти. На Гаити подобные практики находятся вне закона.
  2. Для ритуала потенциального зомби колдуну требовалась рыба фугу, содержащая сильный нервнопаралитический яд - тетродотоксин. Отведавший снадобье жреца вуду человек впадал в кому.
  3. Родственники оплакивали и хоронили, а затем «мертвец» оживал – яд выводился из организма. Однако «зомби» был слишком растерян и напуган, чтобы вернуться домой. Колдун постоянно опаивал его наркотическими веществами и заставлял работать.

Вымышленные «живые мертвецы» отличаются неимоверной живучестью и силой. Они способны находить жертв по звуку или запаху. Нейробиологи даже выпустили книгу на тему мозга зомби, чтобы с юмором разобраться в функционировании этих странных существ. В книге Андрея Круза «Эпоха мёртвых» заражённые обладают устрашающим эффектом, деморализуя не только рядовых выживальщиков, но и профессиональных военных. Рассмотрим возможен ли зомби-апокалипсис в реальной жизни.

  • Даже армия покорных рабов жреца вуду, не обращающих внимания на боль и пули, не способна вызвать глобальной катастрофы цивилизации. Орду такого рода без труда остановит обычная полиция или отряд спецназа. Достаточно снотворного газа, чтобы они перестали представлять опасность.
  • В случае возникновения эпидемии, вирус будет быстро локализован и исследован. Пока что не существует ни одного штамма, превращающего человека в суперзомби. Больные люди ослаблены из-за патологических нарушений в организме и не часто способны укусить даже врача. Чумная эпидемия нанесла Средневековой цивилизации существенный урон, но проблема крылась в сокращении населения.
  • Для функционирования живого человека требуется слаженная работа многих систем. После смерти возникает необратимый процесс разложения. Восставшие зомби не смогут не то что рычать, но даже ходить. Хотя их поведение можно объяснить нарушениями определённых участков мозга, но истории с вуду или эпидемией по-прежнему остаются правдоподобней.

Стоит ли готовиться к зомби-апокалипсису?

За толпами агрессивных «живых мертвецов» скрывается страх перед войной, опустошением, крушением цивилизации. Все это уже случалось раньше, происходит сейчас и произойдёт в будущем без всякого участия оживших или заражённых существ. В мире природы зомби тоже имеют место.

Существует такое мнение, что человек не может придумать ничего нового. Что все сюжеты — только компиляция нескольких базовых сценариев. Что все сценарии фантастических фильмов — суть переделка того, с чем человечество уже сталкивалось. «Ага, конечно, — возразите вы. — А ? Что-то я не припомню, чтобы живые мертвецы по улицам бродили».

Но начнём сначала…

Грибок, споры которого, прорастая из тела, делают из жертвы зомби

Растёт в лесах Китая такой миленький грибок — кордицепс . Родственник нашей спорыньи. Ну, таких маленьких черных рожков, которые иногда на колосках злаков появляются. Очень полезное растение — используется для биосинтеза популярного иммунодепрессанта циклоспорина. А в народной китайской медицине считается мощным афродизиаком и тонизирующим веществом. Вот только распространяется оно весьма интересным и зловещим образом. Дело в том, что растёт кордицепс только при определенной влажности, температуре и освещении. То есть верхушки деревьев и уровень грунта ему не подходят. Так как же грибку попасть в комфортные условия существования?

Выход был найден минимум 46 миллионов лет назад. Споры грибка научились прорастать в телах насекомых и брать их под свой контроль. Заражённый муравей ни о чём не подозревает — живёт, ищет пропитание, радуется жизни. Но на определенном этапе его поведение меняется. Он уходит из коллектива и забирается на средний лесной ярус. Там он цепляется за нижнюю сторону листа и благополучно умирает. А сквозь хитин начинают прорастать плодовые тела грибницы.

Как видите, реальность намного интереснее и страшнее, чем самые фантастические сценарии. И крайне опасные существа живут с нами бок о бок. Может даже сейчас, в ком-то из нас маленькая двуустка готовится шагнуть на новый этап своего развития и сделать первый шаг на пути к захвату мира.

 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!