Образ Евгения Базарова в романе «Отцы и дети»: описание личности, характера и внешности в цитатах. Образ Евгения Базарова в романе «Отцы и дети»: описание личности, характера и внешности в цитатах Несколько интересных сочинений

Евгений Базаров – один из главных героев романа И. Тургенева «Отцы и дети». Именно с помощью этого образа автор активно раскрывает проблему взаимоотношений разных поколений людей.

Внешность Евгения Базарова

Евгений Базаров – человек «высокого роста». Лицо его «длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвету, оно оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум». Его возраст граничит с отметкой в 30 лет – Базаров находится в самом расцвете своих сил как умственных, так и физических.

Он не уделяет должного внимания одежде и своему внешнему виду. Костюм его старый и ветхий, он выглядит неопрятно. Базаров не пренебрегает личной гигиеной, но и не отличается таким усердием к своему туалету, как, например, Павел Кирсанов.

Семья Евгения Базарова

У Базарова небольшая семья – в ее составе мать и отец. Отца Базарова зовут Василий Иванович. Он штабс-капитан в отставке. Базаров-отец часто помогает своим односельчанам и оказывает им медицинскую помощь. Василий Иванович по происхождению простой человек, но он довольно образованный и разносторонне развитый. Мать его Арина Власьевна, дворянка по происхождению. Она владелица небольшого имения в провинции, «душ, помнится, пятнадцать». Делами поместья занимается его отец. Сама же Арина Власьевна очень образована и немного знает французский язык (что было привилегией дворян). Евгений Базаров единственный ребенок в их семье, поэтому к нему отношение со стороны родителей довольно трепетное. Они часто попускают ему прохладное отношение к себе.

Происхождение и род занятий

Евгений Базаров – студент. Он пошел по стопам своего отца и в будущем свяжет свое деятельность с медициной. «Я, будущий лекарь, и лекарский сын, и дьячковский внук» – так говорит он о себе сам.

Отец его старался дать сыну хорошее образование и воспитание, поощрял его любознательность и любовь к исследованиям: «рано умел разгадать его и ничего не жалел для его воспитания». Это значительно помогло Базарову стать успешным в своей профессии.

Он не благородного происхождения, но это не мешает ему занять выгодное положение в обществе и обзавестись хорошими друзьями. Его друзья и знакомые считают, что Базаров сможет добиться значительных результатов на поприще медицины и естественных наук.

Образ жизни и привычки

Базаров ведет активный образ жизни. Он рано просыпается и в большинстве случаев поздно ложится. Основную массу времени он проводит за опытами над лягушками – такие исследования позволят сделаться более компетентным в качестве врача: «Базаров привез с собой микроскоп и по целым часам с ним возился».

Предлагаем ознакомиться с в романе Ивана Тургенева “Отцы и дети”

Не сторонится Евгений и общества. Он охотно наносит визиты разным людям. Ведет там он себя в зависимости он ситуации. В обществе аристократов (если это не ужин в узком кругу) он, в основном, сдержан и редко вмешивается в ход беседы. В общении с дворянами «низшего ранга» или с людьми сродными с ним по социальному статусу Евгений ведет себя активно и часто вольготно. Порой его вольности настолько вызывающие, что кажутся неприличными.

Евгений любит сытно и вкусно поесть. Не лишает себя удовольствия выпить вина, в основном в больших количествах.

Суть нигилизма Евгения Базарова

Позиция Базарова в обществе необычна и противоречива. Он приверженец нигилизма – философского течения 60-х годов XIX века, распространенного на территории России. В своей основе это течение содержало крайне негативное отношение ко всем проявлениям буржуазно-дворянских традиций и принципов. Суть своей философии Базаров объясняет так: «Мы действуем в силу того, что мы признаём полезным, – промолвил Базаров. – В теперешнее время полезнее всего отрицание – мы отрицаем».

Личностные качества

Первое, что бросается в глаза читателю – это простота Евгения. Об этой его отличительной черте мы узнаем с самых первых страниц романа – его друг Аркадий неоднократно акцентирует внимание отца на этом факте, во время их поездки в родовое поместье. «Человек простой» – говорит Кирсанов-сын. У Николая Петровича первые впечатления о встрече с Базаровым были смазаны радостными переживаниями – после долгой разлуки он наконец-то дождался сына, но все же некий осадок по отношению к Евгению прочно осел в сознании Кирсанова-отца.

У Базарова незаурядный ум. Это касается не только сферы медицины, но и других сфер деятельности. Такое положение вещей стало причиной развития такого негативного качества, как самоуверенность. Евгений явно осознает свое умственное превосходство по отношению к большинству окружающих его людей и не может удержаться от резких замечаний и критики. Сопутствующим качеством к этому крайне непривлекательному букету добавляется еще и самолюбие. У Павла Петровича такие качества кажутся несовместимыми с родом деятельности Базарова. Дядя Аркадия утверждает, что человек с таким характером не может быть полноценным уездным врачом.


Евгений думает, что он «человек положительный, неинтересный». На самом же деле он довольно привлекательная личность. Его взгляды нестандартные, они мало чем похожи на общепринятые. На первый взгляд, кажется, что он действует по принципу противоположности и противопоставления – Евгений противоречит фактически любой мысли, но, если хорошо разобраться, то это не просто прихоть. Базаров может объяснить свою позицию, привести аргументы и доказательства, свидетельствующие о его правоте. Он довольно конфликтный человек – готов затеять спор с человеком любого возраста и положения в обществе, но между тем, он готов выслушать своего оппонента, проанализировать его доводы, или же сделать вид, что делает их. В этом плане позиция Базарова заключается в таком тезисе: «Докажи мне свою правоту и я тебе поверю».

Несмотря на готовность Евгения к дискуссии, он очень упрямый, его сложно переубедить, на протяжении романа никому не удалось полностью поменять его отношение к определенным вещам: «Когда я встречу человека, который не спасовал бы передо мной, тогда я изменю свое мнение о самом себе».

Фольклорные элементы в образе Базарова

Евгений Базаров не обладает даром красноречия. Он не любит утонченную манеру разговора аристократов. «Об одном прошу тебя: не говори красиво» – говорит он своему другу Кирсанову. В манере разговора Евгений придерживается принципов простого народа – немного грубая речь с множеством вкраплений фольклора – пословиц и поговорок.

Пословицы и поговорки Базарова отображают позицию молодого лекаря в обществе.

Многие из них относятся к положению народа и его невежества. «Русский человек только тем и хорош, что он сам о себе прескверного мнения». В этом случае ситуация усугубляется тем, что у Евгения двоякое отношение к простым людям. С одной стороны, он презирает мужиков за их необразованность и излишнюю религиозность. Не упускает возможности высмеять этот факт: «Народ полагает, что, когда гром гремит, это Илья пророк в колеснице по небу разъезжает. Что ж? Мне согласиться с ним?» С другой стороны по своему происхождению Евгений ближе к простым людям, чем к аристократии. Он искренне сочувствует мужикам – их положение в общество крайне затруднительно, многие находятся на грани нищеты.


Базаров отвергает существование человека в гармонии с природой. Он считает, что человек вправе распоряжаться всеми доступными ресурсами природы, а не благоговеть перед ней: «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник».

Он считает, что порой стремление к образованию переходит все границы здравого смысла и люди забивают себе голову совсем не нужной им информацией: «В чемодане оказалось пустое место, и я кладу в него сено; так и в жизненном нашем чемодане: чем бы его ни набили, лишь бы пустоты не было».

Отношение Базарова к любви и романтике

Будучи циником и прагматиком, Базаров полностью отвергает чувства любви и симпатии. «Любовь - белиберда, непростительная дурь» – говорит он. В его глазах мужчина, позволивший любви овладеть своим умом, не достоин уважения.

«Человек, который всю свою жизнь поставил на карту женской любви и, когда ему эту карту убили, раскис и опустился до того, что ни на что не стал способен, этакой человек - не мужчина, не самец».

В первую очередь это происходит из-за пренебрежительного отношения Базарова к женщинам в целом. В его понятии женщины весьма глупые создания. « Коли может женщина получасовую беседу поддержать, это уж знак хороший». Он рассматривает любовную связь с женщиной только с позиции физиологии, остальные проявления ему не знакомы, поэтому он их и отвергает.

В этом отношении Базаров допускает противоречия. Несмотря на высказывания о бесполезности для общества женщин он предпочитает их общество, особенно в том случае, если представительницы противоположного пола обладают привлекательной внешностью.

История любви Базарова и Одинцовой

Евгений Базаров очень цинично относился к любым проявлениям нежности и любви. Он искренне не понимал людей, которые теряют голову от любви – ему казалось это чем-то неприличным, а такое поведение недостойным для уважающего себя человека. «Вот тебе раз! бабы испугался!» – подумал он».

В один прекрасный момент Евгений знакомится с Анной Сергеевной Одинцовой – молодой вдовствующей девушкой, и попадает в сети любовных уз. В начале Евгений не осознавал своей влюбленности. Когда он с Аркадием Кирсановым посетили Одинцову в ее номере, Базаров ощущал непонятное, несвойственное для него смятение.

Одинцова приглашает друзей к себе погостить в имении. Аркадий, в отличие от Евгения, не скрывает своего восхищения девушкой, поездка будет хорошим способом наладить отношения и добиться благосклонности девушки.

Однако происходит все наоборот – поездка в имение Одинцовой стала губительной для влюбленности Кирсанова, но подала надежду для Базарова.

В начале Евгений пытается скрыть свои чувства. Он начинает вести себя слишком вольготно и развязно. Однако это длится недолго – любовные переживания все больше овладевают Базаровым: «Кровь его загоралась, как только он вспоминал о ней; он легко сладил бы с своею кровью, но что-то другое в него вселилось, чего он никак не допускал, над чем всегда трунил, что возмущало всю его гордость».

Возникшее чувство стыда и недовольства постепенно уходит – Базаров решается признаться в своих чувствах, но взаимности не добивается. Он замечает, что Одинцова тоже не ровно дышит по отношению к нему, поэтому ее пренебрежение чувствами действуют на него удручающее. Евгений не знает точной причины отказа, и не решается узнать об этом у своей возлюбленной.

Таким образом, Евгений Базаров – очень противоречивый персонаж романа Тургенева. Он талантливый и умный, но его грубость и цинизм перечеркивают все его достоинства. Базаров не умеет находить компромисс в общении с людьми, его возмущает факт несогласия с его точкой мнения. Он готов выслушать оппонента, но на практике все выглядит иначе – это всего лишь тактический ход – для Базарова все решено, его не интересуют другие позиции.

Образ Евгения Базарова в романе «Отцы и дети»: описание личности, характера и внешности в цитатах

4.3 (85%) 20 votes

Министерство образования Пензенской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Пензенской области

«Пензенский многопрофильный колледж»

отделение машиностроения и металлообработки

УРОК ЛИТЕРАТУРЫ

Образ Евгения Базарова в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети»

Разработала преподаватель

Еремина Л.А .

Пенза 2014

Цели : начать характеристику главного героя романа И.С.Тургенева «Отцы и дети» Е.В.Базарова, опираясь на текст романа (1-10 главы).

Задачи :

1) познакомить с толкованием понятия «нигилизм», раскрыть жизненную позицию, нигилистические взгляды демократа-разночинца Базарова, определить сущность внешнего конфликта Евгения Базарова, обозначить художественные особенности создания образа;

2) воспитывать интерес к творчеству И.С.Тургенева, к истории России, умение критически оценивать взгляды и поступки людей, воспитывать активную жизненную позицию;

3)способствовать развитию связной устной речи учащихся, логического мышления, воображения, умений аргументированно доказывать свою точку зрения, совершенствование навыков выразительного чтения, пересказа и анализа прозаического текста.

Вид урока : комбинированный

Методика : слово учителя, аналитическая беседа, сообщение учащегося, выразительное чтение учащихся и учителя, устное словесное рисование, пересказ, словарная работа, ответ на проблемный вопрос, защита читательских иллюстраций, групповая работа (по карточкам-инструкциям), составление цитатного плана, просмотр видеофрагмента.

Оборудование: текст романа И.С.Тургенева «Отцы и дети», компьютер с мультимедиа, обучающий диск, презентация, иллюстрации к роману (выполненные учащимися, художника П.М.Боклевского), карточки-инструкции, эпиграф, на доске перед уроком учащийся записывает цитатную характеристику Базарова.

Ход урока :

I .Организационный момент

II .Подготовка к восприятию художественного произведения

На прошлом уроке вы познакомились с творческой историей романа И.С.Тургенева «Отцы и дети», произведения, которое в середине 19 века вызвало неоднозначную оценку и бурные споры в литературной критике.

Вспомните, что подтолкнуло писателя к созданию этого романа? В какое время И.С.Тургенев создавал роман «Отцы и дети»? Чем характерна эпоха, в которую жил Тургенев? (ответить на вопрос вам поможет «Словарь эпохи И.С.Тургенева»)

Какую позицию занимал И.С.Тургенев в споре об исторических путях развития России?

Каковы общественно-политические взгляды писателя?

Противник всяких общественных взрывов, И.С.Тургенев не верил в возможность идей революционной демократии, что за один миг, перечеркнув все старое, можно изменить историю. Но повседневные жизненные наблюдения убеждали его, что демократы – большая сила, проявившая себя во многих областях общественной жизни. И как художник, откликавшийся на все крупные события современной ему эпохи, Тургенев почувствовал необходимость создать образ нового героя, человека демократических убеждений. Такого нового героя, Евгения Базарова, Тургенев изобразил в романе «Отцы и дети».

(Учитель зачитывает эпиграф)

«Что такое Базаров? - Аркадий усмехнулся. - Хотите, дядюшка, я вам скажу, что он, собственно, такое?» Эти слова из романа «Отцы и дети» - эпиграф к нашему уроку. Цель нашего урока - начать характеристику центрального персонажа романа Евгения Базарова, раскрыть жизненную позицию и взгляды героя.

III .Чтение и изучение художественного произведения

Дома вы начали знакомство с текстом романа «Отцы и дети», и у вас, безусловно, сложилось первое впечатление о Евгении Базарове, определенное мнение о герое.

Каково ваше первое представление о Евгении Базарове?

Ваше первое представление о герое вы могли отразить в читательской иллюстрации.

Защита читательской иллюстрации (с опорой на текст).

Защита читательской иллюстрации (с опорой на текст):

Действительно, Евгений Базаров – очень сложный и противоречивый человек, и наша задача – понять, чем обусловлено поведение, манера общения, взгляды этого героя.

Где мы впервые в романе встречаемся с Евгением Базаровым?

Как складываются отношения Базарова с Кирсановыми? Какие первые впечатления сложились у Базарова и братьев Кирсановых друг о друге?

Я предлагаю вашему вниманию видеофрагмент их х/ф «Отцы и дети», снятого по одноименному роману И.С.Тургенева. Ваша задача, просмотрев отрывок из фильма и опираясь на текст 4 главы романа, ответить на поставленный вопрос.

Чем можно объяснить неприязнь Базарова и Павла Петровича?

Ответить на этот вопрос нам поможет выполненное вами групповое домашнее задание.

(Задания см. в приложении)

1 группа.

(на листах напечатаны описания портрета Базарова и Павла Петровича, описание кабинета П.П.Кирсанова.)

Сравните описание внешнего облика Евгения Базарова и Павла Петровича Кирсанова? Что мы можем сказать о героях по внешности? Что дает портрет для понимания характера Базарова? Какие черты характера Павла Петровича вы могли бы назвать, прочитав его портретное описание?

Чем занимается Базаров в имении Кирсановых? Подтвердите свои высказывания примерами из текста. (глава5, 10)

Каквы думаете, почему детальный, подробный портрет Базарова дается в романе лишь один раз, а описание внешности Павла Петровича, окружающего его интерьера встречается во многих эпизодах романа?

(Дополнения учителя):

На слайде представлены портреты Базарова и Павла Петровича Кирсанова, выполненные художником Петром Михайловичем Боклевским, с которым Тургенев был связан давней дружбой.

На ваш взгляд, удалось художнику добиться сходства с тургеневскими героями?

С какой целью, на ваш взгляд, Тургенев вводит в роман контрастные портретные характеристики героев?

2 группа.

Проследите по тексту 1-9 глав, что мы узнаем о происхождении, образовании, воспитании Евгения Базарова и Павла Петровича?

(Дополнения учителя):

В 60-ые годы 19 века, когда произошел ряд выдающихся открытий в области естественных наук (в химии – исследования Менделеева, в физиологии - Сеченова), среди молодых людей распространяются естественнонаучные знания, на основе которых формируется особое мировоззрение. И.С.Тургенев изображает в лице Базарова типичного представителя 60-ых годов 19 века.

Как вы думаете, почему биографические сведения Базарова даны скупо, без подробностей?

Как вы понимаете выражение Базарова: «Всякий человек сам себя воспитать должен»?

3 группа.

Охарактеризуйте манеру поведения Евгения Базарова в доме Кирсановых и Павла Петровича, опираясь на материал 1-9 глав.

Как вы понимаете слова Аркадия, сказанные о Базарове: «Главное, не надо обращать на него внимания: он церемоний не любит»?

4 группа.

Яркой характеристикой Евгения Базарова и Павла Петровича Кирсанова служит их речь. Что вы можете отметить в языке Евгения Базарова и Павла Петровича Кирсанова, используя предложенный материал из романа «Отцы и дети»?

Какие отношения сложились у Базарова с простым народом в имении Кирсановых? Докажите свое мнение примерами из текста. (глава 5, 6, 10)

Согласны ли вы с мнением критика Н.Н.Страхова: «Весьма замечательно, что он (Базаров), так сказать, более русский, чем все остальные лица романа. Его речь отличается простотой, меткостью, насмешливостью и совершенно русским складом»?

Сделайте вывод: чем можно объяснить неприязнь Базарова и Павла Петровича?

По ходу прочтения романа начинает постепенно проясняться образ мыслей Базарова. Тургенев наделил героя своеобразным отношением к науке, искусству, политике, любви. Базаров назван в романе нигилистом.

Во 2 половине 19 века формируется особый общественный тип, который получил название нигилиста.

Обратимся к определениям понятия «нигилизм».

(Реализация индивидуального домашнего задания: 1 учащихся должен был к уроку найти определения понятия «нигилизм» в различных источниках)

Что объединяет все определения понятия «нигилизм»?

А как это слово «нигилизм» объясняют герои романа?

В какой сцене мы впервые слышим слово «нигилист» в романе?

Вы должны внимательно прослушать отрывок из романа и ответить на вопрос:

–Какой смысл вкладывают в это понятие Аркадий и Павел Петрович?

Дома вы начали составлять цитатную характеристику Евгения Базарова (цитатная характеристика записана на доске учащимся перед уроком).

(1 учащийся у доски)

Зачитай цитаты, ярко раскрывающие взгляды Базарова, которые ты выписала из романа, вспомни, в какой ситуации Базаров произносит эти слова, поясни, как ты их понимаешь.

Отрицает искусство (поэзию, музыку)

Чувствует ли Базаров красоту природы?

Природой нужно не любоваться, а использовать ее дары, т.е. природа не с точки зрения красоты, наслаждения, а с точки зрения реальной пользы.

Дополнения учителя

Вспомните сцену в начале романа: в тот момент, когда Николай Петрович и Аркадий восхищаются красотой весеннего дня, Базаров просит спички («Пришли мне спички, Аркадий, нечем трубку раскурить»). (глава 1)

Услышав от Аркадия историю жизни и любви Павла Петровича Кирсанова, Базаров дает свой комментарий: «Что за таинственные отношения между мужчиной и женщиной?.. Ты проштудируй-ка анатомию глаза: откуда тут взяться, как ты говоришь, загадочному взгляду? Это все романтизм, чепуха, гниль, художество. Пойдем лучше смотреть жука». (глава 7).

Базаров воспринимает человека как слаженный биологический организм, в любви все объясняется физиологическим влечением.

IV .Синтез

Каким предстает Базаров в начале романа?

Как вы оцениваете взгляды Базарова на искусство, природу, любовь? Согласны ли вы с таким отношением Базарова к вечным ценностям? Почему?

V . Выставление оценок учащимся за работу на уроке.

Домашнее задании: составить план 10 главы (по каким вопросам спорили Базаров и Павел Петрович Кирсанов), продолжить цитатную характеристику Базарова, индивидуальные задания: «Последователи Базарова, базаровщина» (Аркадий, Ситников, Кукшина); представить характеристику Базарова от лица Павла Петровича, Аркадия, Николая Петровича, Фенечки

(слайд: фотография И.С.Тургенева, надпись: «Открытый урок по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети»)

(на слайде демонстрируется «Словарь эпохи И.С.Тургенева»)

Середина 19 века – это время, когда, говоря словами Л.Н.Толстого, «все переворотилось», когда менялись вековые устои России. Общество было расколото на несколько враждующих лагерей (идеологических, общественно-политических течений), каждый из которых проповедовал и утверждал свою систему ценностей и мировоззрение. Одни – консерваторы – защищали старые порядки, другие – либералы – выступали за постепенные, мирные изменения в общественно-политическом устройстве, третьи – демократы – были настроены на разрушение старых и немедленное установление новых порядков.

По своим взглядам Тургенев был сторонником постепенного преобразования России, либерал-постепеновец.

(на слайде – эпиграф к уроку:

«Что такое Базаров? - Аркадий усмехнулся. - Хотите, дядюшка, я вам скажу, что он, собственно, такое?»)

1 читательская иллюстрация: Я изобразила Евгения Базарова, проводящего опыт, разглядывающего в микроскоп лягушку, т.к. Базаров увлекается наукой, его интересуют химические опыты, ничего не принимает на веру, во всем хочет разобраться самостоятельно. Евгений – человек умный, целеустремленный, закончил курс обучения и хочет стать доктором. Это человек труда, любит трудиться, презирает болтовню.

2 читательская иллюстрация: Мне Базаров не понравился, т.к. это человек грубый, резкий, невоспитанный, который не обладает культурой поведения и общения. Поэтому я изобразила его растянувшимся на диване в гостях у Кирсановых.

Действие романа происходит летом 1859 года. Базаров вместе с другом Аркадием Кирсановым, окончившим курс наук в Петербурге, приезжает в гости к Аркадию в имение Марьино, где живет отец Аркадия, Николай Петрович Кирсанов.

(на слайде - вопрос: Какие первые впечатления сложились у Базарова и братьев Кирсановых друг о друге?)

Просмотр видеофрагмента

Уже с первого появления Базарова в доме Кирсановых мы чувствуем, что это совершенно разные люди.

В Николае Петровиче Базаров увидел доброту, робость, жизненную непрактичность (4 глава): «Отец у тебя славный малый. Стихи он напрасно читает и в хозяйстве вряд ли смыслит, но он добряк», «старенький романтик». Николай Петрович побаивается Базарова, испытывает робость, пытается сгладить натянутые отношения между Базаровым и Павлом Петровичем (6 глава), но так как Базаров – приятель Аркаши, («Я не могу тебе выразить, до какой степени я дорожу его дружбой»), их гость, относится к нему с уважением («любезнейший»).

Базаров и Павел Петрович с первых минут знакомства испытывают антипатию, неприязнь друг к другу, которая постепенно будет увеличиваться. (Павел Петрович руки Базарову не подал, «волосатый», «чудаковат у тебя дядя»).

(на слайде - вопрос: Чем можно объяснить неприязнь Базарова и Павла Петровича Кирсанова?)

(на слайде – портреты Базарова и Павла Петровича Кирсанова, выполненные художником Петром Михайловичем Боклевским)

Учащийся зачитывает портрет Базарова (2 глава) Сразу обращает на себя внимание его незаурядная внешность.

Высокий рост, лицо выражает самоуверенность и ум, просторный череп с крупными выпуклостями, мужественный голос, балахон с кистями, красная рука.

Тургенев – мастер многозначительной детали.

Во внешнем облике Базарова проявляется его демократизм, близость к народу. Перед нами человек труда, не считающий нужным соблюдать правила хорошего тона. Одежда говорит о демократизме героя и простоте привычек. Базаров равнодушен, безразличен к одежде. Даже слуга Прокофьич с пренебрежением несет «одёженку» Базарова. Иронию и спокойствие выдает улыбка Базарова, самоуверенность и ум видны в его лице. Длинные волосы – примета вольнодумства.

Базаров непрерывно трудится, рано встает, собирает в лесу травы, насекомых, проводит опыты, научные эксперименты с лягушками.

«Он обыкновенно встает рано и отправляется куда-нибудь». (Аркадий, 5 глава).

«Аркадий сибаритствовал, Базаров работал…Базаров вставал очень рано и отправлялся версты за две, за три, не гулять – он прогулок без цели терпеть не мог,- а собирать травы, насекомых». (глава 10)

Павел Петрович – франт, тщательно следивший за своим костюмом. Аристократизм, изысканность вкусов, стремление к франтовству («Щегольство какое в деревне, подумаешь! Ногти-то, ногти, хоть на выставку посылай!»), желчность характера, преувеличенное внимание к своей одежде, приверженность к английскому образу жизни («английский рукомойник, а дверь не запирается»)

Художник добивается внешнего сходства с тургеневскими героями, психологически точно характеризует Базарова и Павла Петровича.

Базаров - сын бедного уездного лекаря; Тургенев ничего не говорит об его студенческой жизни, но надо полагать, что то была жизнь бедная, трудовая, тяжелая.

Кажется, был.

Павел Петрович вошел в жизнь по проторенной дороге – пошел по стопам отца. « Отец – боевой генерал 1812 года, полуграмотный, грубый, но не злой русский человек…, который в силу своего чина играл довольно значительную роль» (глава 1). Письма сыновьям подписывал «Пиотр Кирсаноф». Мать «принадлежала к числу «матушек-командирш», носила пышные чепцы и шумные шелковые платья, в церкви подходила первая ко кресту, говорила громко и много, допускала детей утром к ручке, на ночь их благословляла, - словом, жила в свое удовольствие». (1 глава). Слово «аристократ» в романе звучит с ироническим оттенком. Павел Петрович воспитывался сначала дома, потом «поступил в военную службу», затем «вышел офицером в гвардейский полк». (глава 1).

Базаров не считает нужным соблюдать правила хорошего тона. Небрежные манеры («небрежно отвечал», «неохотно», «грубо», «перебил», «ответил с коротким зевком» в разговоре с Павлом Петровичем в 6 главе), бескультурье (без приглашения садится на диван, потягивается, за чаем заводит разговор про лягушек).

Культурный человек, любезный, вежливый. Аристократические, изысканные манеры.

Для речи Базарова характерны простота, точность, меткость выражений, использует просторечные слова, сниженная лексика. У Базарова – немногословные, отрывистые речи. Представляясь, использовал народную форму обращения.

Павел Петрович искажает слова, часто на французский манер, много в его речи французских слов и выражений.

Базаров легко сходится с людьми из народа. Люди видят в нем простого человека, Базаров держит себя с людьми из народа просто.

5 глава: Базаров, идя на болото за лягушками, знакомится с дворовыми мальчишками, он говорит с ними с оттенком добродушной фамильярности, доверчиво, тепло.

6 глава: Фенечка не стеснялась Базарова, Митя не испугался Базарова, когда тот взял его на руки.

10 глава: «Слуги привязались к Базарову…»(зачитать)

Эта антипатия героев основана на том, что они представители разных сословий (эта разница проявляется во всем: во внешнем облике, в речи героев, в манере поведения и общения), у них разное происхождение, воспитание.

«Павел Петрович всеми силами души своей возненавидел Базарова: он считал его гордецом, нахалом, циником, плебеем; он подозревал, что Базаров не уважает его, что он едва ли не презирает его – его, Павла Кирсанова!» (10 глава)

«Да, стану я их баловать, этих уездных аристократов! Ведь это все самолюбие, львиные привычки, фатство». (Базаров в разговоре с Аркадием, 6 глава).

Они люди столь разные по своему социальному и психологическому облику, что конфликт между ними будет неизбежен.

(слайд – записано определение понятия «нигилизм»:

Нигилизм – (от лат. nihil – «ничто») это отрицание общепринятых ценностей: идеалов, моральных норм, культуры, форм общественной жизни. (Большой энциклопедический словарь))

Нигилизм – это «безобразное и безнравственное учение, отвергающее все, чего нельзя ощупать». (Толковый словарь В.Даля)

Это полное отрицание всего (Ожегов С.И., Шведова Н.Ю.Толковый словарь русского языка)

За утренним чаем, говоря о своем приятеле отцу и дяде, Аркадий называет Базарова нигилистом.

(выразительное чтение учащихся по ролям отрывка из 5 главы :

-Что такое Базаров? - Аркадий усмехнулся. - Хотите, дядюшка, я вам скажу, что он, собственно, такое?

-Сделай одолжение, племянничек.

-Он нигилист.

-Как? – спросил Николай Петрович, а Павел Петрович поднял на воздух нож с куском масла на конце лезвия и остался неподвижен.

-Он нигилист, - повторил Аркадий.

-Нигилист, - проговорил Николай Петрович, - это от латинского nihil , ничего, сколько я могу судить; стало быть, это слово означает человека, который…который ничего не признает?

-Скажи, который ничего не уважает,- подхватил Павел Петрович и снова принялся за масло.

-Который ко всему относится с критической точки зрения, - заметил Аркадий.

-А это не все равно? – спросил Павел Петрович.

-Нет, не все равно. Нигилист – это человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип.)

Цитатная характеристика Базарова:

    «Я уже доложил вам, что я ни во что не верю» (6 глава, в споре с Павлом Петровичем)

    «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта» (6 глава, в споре с Павлом Петровичем: Павел Петрович говорит о Шиллере и Гете)

    «Искусство наживать деньги, или нет более геморроя!» (6 глава, в споре с Павлом Петровичем)

    «Помилуй! В сорок четыре года человек, отец семейства, в …м уезде - играет на виолончели!» (9 глава, в разговоре с Аркадием о Николае Петровиче)

    «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник» (9 глава, в разговоре с Аркадием)

Убеждения Базарова вполне подходят под определение нигилистических. Отрицание всего и всех: моральных устоев, искусства, чувств. Базаров объяснял все жизненные явления с точки зрения науки, материализма.

«Базаров признает только то, что можно ощупать руками, увидать глазами, положить на язык, словом, только то, что можно освидетельствовать одним из пяти чувств. Все остальные человеческие чувства он сводит на деятельность нервной системы; вследствие этого наслаждения красотами природы, музыкою, живописью, поэзиею, любовью женщины вовсе не кажутся ему выше и чище наслаждения сытным обедом ». (критик Д.Писарев)

Практичный, трудолюбивый человек, умный, уверенный в своих силах и в том деле, которому он себя посвятил, целеустремленный.

У Базарова нет поэтического отношения к действительности, не понимает искусство, отрицает в жизни духовные основы, лишен таких качеств, как чувство красоты в жизни, природе, любви.

Приложение

1 группа

Сравните описание внешнего облика Евгения Базарова и Павла Петровича Что мы можем сказать о Базарове по его внешности? Что дает портрет для понимания характера этого человека? Какие черты характера Павла Петровича вы могли бы назвать, прочитав его портретное описание?

«Николай Петрович быстро обернулся и, подойдя к человеку высокого роста в длинном балахоне с кистями, только что вылезшему из тарантаса, крепко стиснул его обнаженную красную руку, которую тот не сразу подал…

Евгений Васильев, - отвечал Базаров ленивым, но мужественным голосом и, отвернув воротник балахона, показал Николаю Петровичу все свое лицо. Длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвету, оно оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум…Его темно-белокурые волосы, длинные и густые, не скрывали крупных выпуклостей просторного черепа».

«…по саду, шагая через клумбы, шел Базаров. Его полотняное пальто и панталоны были запачканы в грязи; цепкое болотное растение обвивало тулью его старой круглой шляпы; в правой руке он держал небольшой мешок; в мешке шевелилось что-то живое…» (5 глава)

ПАВЕЛ ПЕТРОВИЧ КИРСАНОВ

«Да, надо почистится, - отвечал Аркадий и направился было к дверям, но в это мгновение вошел в гостиную человек среднего роста, одетый в темный английский сьют, модный низенький галстух и лаковые полусапожки, Павел Петрович Кирсанов. На вид ему было лет сорок пять: его коротко остриженные волосы отливали темным блеском, как новое серебро; лицо его, желчное, но без морщин, необыкновенно правильное и чистое, словно выведенное тонким и легким резцом, являло следы красоты замечательной; особенно хороши были светлые, черные, продолговатые глаза. Весь облик Аркадиева дяди, изящный и породистый, сохранил юношескую стройность и то стремление вверх, прочь от земли, которое большею частью исчезает после двадцатых годов.

Павел Петрович вынул из кармана панталон свою красивую руку с длинными розовыми ногтями, руку, казавшуюся еще красивей от снежной белизны рукавчика, застегнутого одиноким крупным опалом, и подал ее племяннику. Совершив предварительное европейское «shake hands » (рукопожатие), он три раза, по-русски, поцеловался с ним, то есть три раза прикоснулся своими душистыми усами до его щек…» (глава 4)

«Брат его (Павел Петрович) сидел далеко за полночь в кабинете, на широком гамбсовом кресле, перед камином, в котором слабо тлел каменный уголь. Павел Петрович не разделся, только китайские красные туфли без задков сменили на его ногах лаковые полусапожки… » (глава 4)

«Павел Петрович присел к столу. На нем был изящный утренний, в английском вкусе, костюм; на голове красовалась маленькая феска. Эта феска и небрежно повязанный галстук намекали на свободу деревенской жизни; но тугие воротнички рубашки, правда не белой, а пестренькой, как оно и следует для утреннего туалета, с обычною неумолимостью упирались в выбритый подбородок». (глава 5)

«Павел Петрович вернулся в свой изящный кабинет, оклеенный по стенам красивыми обоями дикого цвета, с развешанным оружием на пестром персидском ковре, с ореховою мебелью, обитой темно-зеленым трипом, с библиотекой renaissance (в стиле эпохи Возрождения) из старого черного дуба, с бронзовыми статуэтками на великолепном письменном столе, с камином…» (глава 9)

2 группа.

Проследите по тексту 1-9 глав, что мы узнаем о происхождении, образовании, воспитании Евгения Базарова и Павла Петровича Кирсанова?

Аркадий в беседе с Николаем Петровичем: «Главный предмет его – естественные науки. Да он все знает. Он в будущем году хочет держать на доктора». (глава 3)

Беседа Павла Петровича и Николая Петровича:

«- Николай, помнится, в батюшкиной дивизии был лекарь Базаров?

Кажется, был.

Точно, точно. Так этот лекарь его отец… » (глава 5).

«Мой дед землю пахал, - с надменною гордостию отвечал Базаров». (глава 10, в споре с Павлом Петровичем).

КИРСАНОВ

« Отец его, боевой генерал 1812 года, полуграмотный, грубый, но не злой русский человек…, который в силу своего чина играл довольно значительную роль».

«Отец их вернулся к своей дивизии и к своей супруге и лишь изредка присылал сыновьям большие четвертушки серой бумаги, испещренные размашистым почерком. На конце этих четвертушек красовались старательно окруженные «выкрутасами» слова: «Пиотр Кирсаноф, генерал-майор». (глава 1).

«Родительница его…принадлежала к числу «матушек-командирш», носила пышные чепцы и шумные шелковые платья, в церкви подходила первая ко кресту, говорила громко и много, допускала детей утром к ручке, на ночь их благословляла, - словом, жила в свое удовольствие». (глава 1)

«Павел Петрович Кирсанов воспитывался сначала дома…., потом в пажеском корпусе….Его уважали за отличные, аристократические манеры, за слухи о его победах; за то, что он прекрасно одевался и всегда останавливался в лучшем номере гостиницы; за то, что он вообще хорошо обедал… за то, что он всюду возил с собою настоящий серебряный несессер и походную ванну; за то, что от него пахло какими-то необыкновенными, удивительно «благородными» духами…» (глава 7)

3 группа.

Охарактеризуйте манеру поведения Евгения Базарова и Павла Петровича Кирсанова, опираясь на материал 1-9 глав глав.

«Вот мы и дома, - промолвил Николай Петрович, снимая картуз и встряхивая волосами. – Главное, надо теперь поужинать и отдохнуть.

Поесть действительно не худо, - заметил, потягиваясь, Базаров и опустился на диван». (глава 4)

«За ужином разговаривали мало. Особенно Базаров почти ничего не говорил, но ел много». (глава 4)

«Павел Петрович похлебывал свой какао и вдруг поднял голову…по саду, шагая через клумбы, шел Базаров. Его полотняное пальто и панталоны были запачканы в грязи; цепкое болотное растение обвивало тулью его старой круглой шляпы; в правой руке он держал небольшой мешок; в мешке шевелилось что-то живое…

Здравствуйте, господа; извините, что опоздал к чаю, сейчас вернусь; надо вот этих пленниц к месту пристроить.

Что это у вас, пиявки? – спросил Павел Петрович.

Нет, лягушки…» (глава5)

«Его (Павла Петровича) аристократическую натуру возмущала совершенная развязность Базарова. Этот лекарский сын не только не робел, он даже отвечал отрывисто и неохотно, и в звуке его голоса было что-то грубое, почти дерзкое». (глава 6)

КИРСАНОВ

«Я уже думал, что вы не приедете сегодня, - заговорил он (Павел Петрович) приятным голосом, любезно покачиваясь…» (глава 4)

«-Вы столь высокого мнения о немцах? – проговорил с изысканной учтивостью Павел Петрович. Он начинал чувствовать тайное раздражение». (глава 6)

«Его уважали за отличные, аристократические манеры , за слухи о его победах; за то, что он прекрасно одевался и всегда останавливался в лучшем номере гостиницы; за то, что он вообще хорошо обедал… за то, что он всюду возил с собою настоящий серебряный несессер и походную ванну; за то, что от него пахло какими-то необыкновенными, удивительно «благородными» духами, за то, что он мастерски играл в винт и всегда проигрывал…» (глава 7)

4 группа.

Яркой характеристикой Евгения Базарова и Павла Петровича Кирсанова служит их речь. Что вы можете отметить в языке Евгения Базарова и Павла Петровича Кирсанова, используя предложенный материал из романа «Отцы и дети»?

«- Душевно рад, - начал он (Николай Петрович), - и благодарен за доброе намерение посетить нас; надеюсь…позвольте узнать ваше имя и отчество?

-Евгений Васильев , - отвечал Базаров ленивым, но мужественным голосом». (глава 2)

«Кучер Николая Петровича вывел лошадей.

Ну поворачивай, толстобородый ! – обратился Базаров к ямщику». (глава 2)

«-Не пройдете ли вы сперва в вашу комнату, Евгений Васильевич?

Нет, благодарствуйте, незачем. Прикажите только чемоданишко мой туда стащить да вот эту одёженку , - прибавил он, снимая с себя свой балахон». (глава 4)

«За ужином разговаривали мало. Особенно Базаров почти ничего не говорил , но ел много». (глава 4)

ПАВЕЛ ПЕТРОВИЧ КИРСАНОВ

«Я нахожу, что Аркадий sest degourdi (стал развязнее), - заметил он (Павел Петрович)». (глава 4)

«Мы, люди старого века, мы полагаем, что без принсипов (Павел Петрович выговаривал это слово мягко, на французский манер…), без принсипов, принятых, как ты говоришь, на веру, шагу ступить, дохнуть нельзя. Vous avez change tout cela (Вы все это изменили)….» (глава 5)

«Павел Петрович медленно подходил к окну и, засунув руки в карманы, бормотал сквозь зубы: « Mais je puis vous donner de largent » (Но я могу дать вам денег) и давал ему (Николаю Петровичу) денег… » (глава 8)

1.Внешность

Высокий рост, особая одежда, большой лоб (словно указывает на ум, мыслительные способности), своеобразная внешность (телосложение и черты лица). Отсутствие утонченного во внешности, демократизм и некая грубоватость даже во внешнем виде (красная рука).

«человеку высокого роста в длинном балахоне с кистями, только что вылезшему из тарантаса, крепко стиснул его обнаженную красную руку, которую тот не сразу ему подал»

«Длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвету, оно оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум»

«Его темно-белокурые волосы, длинные и густые, не скрывали крупных выпуклостей просторного черепа»

2. Манеры

Ведет себя крайне непосредственно.

«Поесть действительно не худо, -- заметил, потягиваясь, Базаров и опустился на диван»

«Особенно Базаров почти ничего не говорил, но ел много»

3. Демократизм в поведении

Общается с дворовыми мальчишками

«Главное, не надо обращать на него внимания: он церемоний не любит»

4. Мировоззрение

Нигилизм (не принимает ничего на веру, отрицает общепризнанные ценности. Считает, что главное - это труд и наука, приносящая практические результаты)

«Аристократизм, либерализм, прогресс, принципы, -- говорил между тем Базаров, -- подумаешь, сколько иностранных... и бесполезных слов! Русскому человеку они даром не нужны»

«Да так же. Вы, я надеюсь, не нуждаетесь в логике для того, чтобы положить себе кусок хлеба в рот, когда вы голодны. Куда нам до этих отвлеченностей!»

5. Отношение к:

- франтовству, аристократизму

« А чудаковат у тебя дядя, -- говорил Аркадию Базаров, сидя в халате возле его постели и насасывая короткую трубочку. -- Щегольство какое в деревне, подумаешь! Ногти-то, ногти, хоть на выставку посылай!»

« Да, вот что! По старой, значит, памяти. Пленять-то здесь, жаль, некого. Я все смотрел: этакие у него удивительные воротнички, точно каменные, и подбородок так аккуратно выбрит. Аркадий Николаич, ведь это смешно?»

«Да, стану я их баловать, этих уездных аристократов! Ведь это все самолюбивые, львиные привычки, фатство. Ну, продолжал бы свое поприще в Петербурге, коли уж такой у него склад..»

- любви

«А я все-таки скажу, что человек, который всю свою жизнь поставил на карту женской любви и когда ему эту карту убили, раскис и опустился до того, что ни на что не стал способен, этакой человек -- не мужчина, не самец. Ты говоришь, что он несчастлив: тебе лучше знать; но дурь из него не вся вышла»

«И что за таинственные отношения между мужчиной и женщиной? Мы, физиологи, знаем, какие это отношения. Ты проштудируй-ка анатомию глаза: откуда тут взяться, как ты говоришь, загадочному взгляду? Это все романтизм, чепуха, гниль, художество. Пойдем лучше смотреть жука»

«Да притом любовь... ведь это чувство напускное»

- женщинам

Подчеркивает, что отношение к женщинам строится только на физиологии (хочет себя видеть таким)

«только у ней такие плечи, каких я не видывал давно»

«Этакое богатое тело! -- продолжал Базаров, -- хоть сейчас в анатомический театр»

«лучше камни бить на мостовой, чем позволить женщине завладеть хотя бы кончиком пальца»

«Сам себя не сломал, так и бабенка меня не сломает»

Целует Фенечку

В то же время, сам того не желая, влюбляется в Одинцову

«Базаров сам почувствовал, что сконфузился, и ему стало досадно. "Вот тебе раз! бабы испугался!" -- подумал он, и, развалясь в кресле не хуже Ситникова, заговорил преувеличенно развязно, а Одинцова не спускала с него своих ясных глаз»

«Ломание Базарова в первые минуты посещения неприятно подействовало на нее, как дурной запах или резкий звук; но она тотчас же поняла, что он чувствовал смущение, и это ей даже польстило. Одно пошлое ее отталкивало, а в пошлости никто бы не упрекнул Базарова»

«"Какой я смирненький стал", -- думал он про себя»

-браку, семье

«Ты придаешь еще значение браку; я этого от тебя не ожидал»

«Ага! родственное чувство заговорило, — спокойно промолвил Базаров. — Я заметил: оно очень упорно держится в людях. От всего готов отказаться человек, со всяким предрассудком расстанется; но сознаться, что, например, брат, который чужие платки крадет, вор, — это свыше его сил. Да и в самом деле: мой брат, мой — и не гений… возможно ли это?»

- чувствам

«Удивительное дело, -- продолжал Базаров, -- эти старенькие романтики! Разовьют в себе нервную систему до раздражения... ну, равновесие и нарушено»

- родителям

С одной стороны, он по-своему их любит. С другой стороны, он не тянется к ним, редко приезжает, в глубине души не очень уважает их.

«Они у меня люди хорошие, особенно отец: презабавный. Я же у них один»

«Ты матери своей не знаешь, Евгений. Она не только отличная женщина, она очень умна, право. Сегодня утром она со мной с полчаса беседовала, и так дельно, интересно»

«- Да! На короткое время... Хорошо. -- Василий Иванович вынул платок и, сморкаясь, наклонился чуть не до земли. -- Что ж? это... все будет. Я было думал, что ты у нас... подольше. Три дня... Это, это, после трех лет, маловато; маловато, Евгений!»

«"Бросил, бросил нас, -- залепетал он, -- бросил; скучно ему стало с нами. Один как перст теперь, один!" -- повторил он несколько раз и каждый раз выносил вперед свою руку с отделенным указательным пальцем. Тогда Арина Власьевна приблизилась к нему и, прислонив свою седую голову к его седой голове, сказала: "Что делать, Вася! Сын -- отрезанный ломоть. Он что сокол: захотел -- прилетел, захотел -- улетел; а мы с тобой, как опенки на дупле, сидим рядком и ни с места. Только я останусь для тебя навек неизменно, как и ты для меня"»

«Старики Базаровы тем больше обрадовались внезапному приезду сына, чем меньше они его ожидали»

«— Ты их любишь, Евгений?

— Люблю, Аркадий!

— Они тебя так любят!»

«Я хотел сказать, что они вот, мои родители то есть, заняты и не беспокоятся о собственном ничтожестве, оно им не смердит… а я… я чувствую только скуку да злость.»

-искусству

«Третьего дня, я смотрю, он Пушкина читает, -- продолжал между тем Базаров. -- Растолкуй ему, пожалуйста, что это никуда не годится. Ведь он не мальчик: пора бросить эту ерунду. И охота же быть романтиком в нынешнее время! Дай ему что-нибудь дельное почитать.

Что бы ему дать? -- спросил Аркадий.

Да, я думаю, Бюхнерово "Stoff und Kraft" {"Материя и сила" (нем.).} на первый случай»

Поражается, что Николай Петрович играет на виолончели.

- науке

Считает, что наука - главное в жизни

- воспитанию

«Воспитание? -- подхватил Базаров. -- Всякий человек сам себя воспитать должен -- ну хоть как я, например... А что касается до времени -- отчего я от него зависеть буду?»

- природе

«И природа пустяки в том значении, в каком ты ее понимаешь. Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник»

- народу

С одной стороны, возится с дворовыми мальчишками, лечит крестьян. С другой - несколько снисходительно относится к народу.

«А хоть бы и так? -- воскликнул Базаров. -- Народ полагает, что когда гром гремит, это Илья-пророк в колеснице по небу разъезжает. Что ж? Мне соглашаться с ним? Да притом -- он русский, а разве я сам не русский»

« самая свобода, о которой хлопочет правительство, едва ли пойдет нам впрок, потому что мужик наш рад самого себя обокрасть, чтобы только напиться дурману в кабаке»

«А я и возненавидел этого последнего мужика, Филиппа или Сидора, для которого я должен из кожи лезть и который мне даже спасибо не скажет»

6. Самооценка

С одной стороны, высокая. С другой стороны, в нем нет гордости. Это проявляется и в цене смерти:

«Меня вы забудете, -- начал он опять, -- мертвый живому не товарищ. Отец вам будет говорить, что вот, мол, какого человека Россия теряет... Это чепуха; но не разуверяйте старика. Чем бы дитя ни тешилось... вы знаете. И мать приласкайте. Ведь таких людей, как они, в вашем большом свете днем с огнем не сыскать... Я нужен России... Нет, видно, не нужен. Да и кто нужен? Сапожник нужен, портной нужен, мясник... мясо продает... мясник... постойте, я путаюсь... Тут есть лес..»

7. Эволюция героя

Постепенно приходит к мысли, что мир не подчиняется только материальным законам.

«Узенькое местечко, которое я занимаю, до того крохотно в сравнении с остальным пространством, где меня нет и дела до меня нет, и часть времени, которую мне удастся прожить, так ничтожно мала перед вечностью, где меня не было и не будет… А в этом атоме, в этой математической точке кровь обращается, мозг работает, что-то хочет тоже… Что за безобразие? Что за пустяки?"»

Влюбляется в женщину, и понимает, что его теория терпит крах.

8. Отношения со старшим поколением

Николай Петрович

Уважает Базарова и признает его интеллектуальное превосходство, в то время как Базаров говорит, что его «песенка спета» (хотя и считает Николая Петровича вполне милым человеком).

Павел Петрович

Острый конфликт и взаимная неприязнь с обеих сторон (практически по всем вопросам)

9. Ученики Базарова

Аркадий (увлекается нигилизмом только из интереса ко всему, вызванным молодостью)

Ситников и Кукшина (вульгарные люди, не способные понять его идеи)

10. Вывод

Трагедия Базарова состоит в том, что, стремясь к лучшему, он плохо продумал свою теорию и отрицал те законы, на которых строится жизнь. Поэтому после краха теории он оказался несчастен, не нашел в жизни другой опоры, и смерть героя кажется закономерной. Кроме того, Базаров одинок в своих исканиях. Его ученики, представленные в произведении, делятся на два типа: Аркадий (который увлекся идеями по юности, не понимает их смысла и внутренне им не соответствует) и Кукшина с Ситниковым (люди, которым важна любая теория для самоутверждения).

Образ Базарова занимает центральное место в романе Тургенева “Отцы и дети”. Только в двух главах из двадцати восьми этот человек не является основным действующим лицом. Все прочие персонажи, описанные автором, группируются вокруг Базарова, помогают отчетливей увидеть определённые черты его характера, а также раскрывают себя. Базаров кардинально отличается от людей, окружающих его: он умён, обладает огромной душевной силой, однако среди представителей уездной аристократии испытывает одиночество. Это - разночинец, придерживающийся демократических взглядов, выступающий против крепостного строя, материалист, который прошёл непростую школу лишений и труда. Образ Базарова привлекает к себе внимание своей независимостью и умением мыслить самостоятельно, свободно.

Столкновение свободного сознания и старых порядков

Сюжет романа Тургенева основывается на столкновении Базарова с аристократическим миром того времени. Автор раскрывает характер и жизненную позицию героя в его конфликте с “барчуками проклятыми”. В произведении писатель активно использует контрасты: Базаров противопоставляется Павлу Петровичу. Один из них - убеждённый демократ, а другой - типичный представитель аристократического сословия. Базаров - последователен, целеустремлён, обладает В свою очередь, Павел Петрович - мягкотелый, пребывает в состоянии некой “раздвоенности”. Его убеждения - случайны, у него нет представления о своей цели.

Как уже было сказано, образ Базарова наиболее полно раскрывается в спорах героя с другими персонажами. Беседуя с Павлом Петровичем, он демонстрирует нам зрелость ума, умение зрить в корень, презрение и ненависть к барско-рабскому порядку. Взаимоотношения Базарова и Аркадия раскрывают личность первого с новой стороны: он выступает воспитателем, учителем и другом, проявляет умение привлекать молодёжь на свою сторону, непримиримость и честность в дружбе. А его отношения с Одинцовой показывают, что, помимо всего прочего, Базаров способен на глубокую настоящую любовь. Это - цельная натура, имеющая силу воли и обладающая

Происхождение Базарова

Евгений Базаров, образ которого сегодня является темой нашего обсуждения, - выходец из простой семьи. Дед его был крестьянином, а отец - уездным доктором. О том, что его дед пахал землю, Базаров говорит с нескрываемой гордостью. Он гордится тем, что обучался за “медные деньги”, и тем, что всего, что имеет, добился своими силами. Труд для этого человека является настоящей нравственной потребностью. Даже отдыхая в деревне, он не способен сидеть, сложа руки. С людьми Базаров общается просто, руководствуясь искренней заинтересованностью. И это в очередной раз подтверждается тем, что после того, как он навещает Аркадия, дворовые мальчишки “бегали за дохтуром, точно собачонки”, а во время болезни Моти он с удовольствием помогает Фене. Базаров держится просто и уверенно в любой компании, он не стремится произвести на окружающих впечатление и при любых обстоятельствах остаётся самим собой.

Отрицание как основа мировоззрения героя

Образ Базарова - это образ сторонника “беспощадного и полного отрицания”. Что же отрицает этот сильный и неординарный человек? Он сам же даёт ответ на этот вопрос: “Всё”. Базаров отрицает буквально все аспекты общественно-политического устройства России тех лет.

Главный герой романа не поддаётся чужому воздействию, но умеет склонять на свою сторону других людей. Очевидным является его сильное влияние на Аркадия, а в спорах с Николаем Петровичем он настолько убедителен, что заставляет того усомниться в своих взглядах. Не сумела устоять перед обаянием личности Базарова и аристократка Одинцова. Однако справедливости ради следует отметить, что далеко не все суждения героя истинны. Ведь Базаров отрицал и красоту окружающей его живой природы, и искусство, и безграничную сферу человеческих эмоций и переживаний. Впрочем, по всей видимости, любовь к Одинцовой заставила его переосмыслить эти взгляды и подняться ещё на ступеньку выше.

Заключение

Человека, идущего на шаг впереди своего времени, изображает в своём творении Тургенев. Образ Базарова чужд тому миру и той эпохе, в которой он живёт. Однако одновременно с неисчерпаемой душевной силой персонажа автор показывает нам и “обратную сторону медали” - его идейное, политическое и даже психологическое одиночество в чуждой ему среде дворян. Демонстрируя готовность Базарова менять окружающий мир к лучшему, “расчищать” его для тех, кто будет строить новое государство с новыми порядками, Тургенев, тем не менее, не даёт своему герою возможности действовать. Ведь, по его мнению, Россия не нуждается в столь разрушительных поступках.

События, которые описанные в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети » в канун крестьянской реформы. Прогрессивная общественность разделилась на либералов и революционер – демократов. Одни приветствовали реформу, а другие были против такой реформы.

В центре романа появляется Евгений Базаров. И роман Тургенева начинается с приезда Базарова в имение Кирсановых. Базаров был сыном лекаря, так же он прошел суровую школу, потом учился в университете на гроши, увлекался разными науками, хорошо знал ботанику, агротехнику, геологию, никогда не отказывает в медицинской помощи людям, вообщем он гордится собой. А вот неприятия и интерес у людей он вызвал своим внешним видом: высокий рост, старый плащ, длинные волосы. Так же автор подчеркивал его ум, указывая на череп и лицо, выражающие самоуверенность. А вот Кирсановы были лучшие из дворян. Взгляды Базарова вызывают у них разные чувства.

Характеристика Базарова в романе «Отцы и дети» звучит одним словом: он – нигилист, он ярко отстаивает свою позицию отрицания всего. Он плохо высказывается об искусстве. Природа не предмет восхищения для героя, она для него не храм, а мастерская, и человек в ней работник. А любовь Базаров называет ненужным чувством. Взгляды Базарова не типичны для представителей радикального дворянства.

Автор проводит своего героя через много испытаний, а так же через испытания любовью. Когда у него произошла встреча с Одинцовой, Базаров был уверен, что любви нет, и не будет вообще. На женщин он смотрит равнодушно. Анна Сергеевна для него – только представитель одного из разрядов млекопитающих. Он говорил, что её богатое тело, достойно театра, но он о ней не задумывался как о человеке. Потом неожиданно для него вспыхивает чувство, которые его вводят в состояние рассеянности. Чем дольше он находился в гостях у Одинцовой, чем ближе сходится с ней, тем сильнее к ней привязывается.

Человек, сильно веривший в свою теорию нигилизма, принимающий ее на 100 %, ломается при первой же настоящей жизненной ситуацией. Подлинная любовь настигает героя романа Базарова и он не знает, что делать и как правильно поступить. Он не лишается гордости из-за неразделенного чувства, он просто отходит в сторону.
Отношение Базарова к окружающим – разное. Аркадия он пытается увлечь своей теорией. Павла Петровича Кирсанова ненавидит, а Николая Петровича считает добрым, но уже отжившим свой век человеком. Внутри него растет чувство внутреннего противостояния с самим собой. Пытаясь выстроить свою жизнь на основе нигилизма, он не может подчинить ее всем этим сухим канонам.

Отрицая существование чести, он, в то же время, принимает вызов на дуэль, так как считает это правильным. Презирая принцип благородства, на дули он ведет себя, именно благородно, что признает сам Павел Кирсанов. Поступки, требующие определенного анализа Базарова пугают и не всегда он понимает как поступить.
Как Базаров не пытается, ему не удается спрятать свои нежные чувства к родителям. Особенно это проявляется в момент приближения смерти Базарова. Прощаясь с Одинцовой, он просит не забывать стариков. Осознание того, что базаров нигилист, но он верит в существование любви для него тягостно и болезненно.

Данная публикация поможет ученикам 10 класса при написании доклада или сочинения на тему «Евгений Базаров».

Тест по произведению

 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!