Симонов юрий алексеевич большой театр. Юрий Симонов (дирижер) - биография, информация, личная жизнь

Родился в 1941 году в Саратове. Окончил Ленинградскую консерваторию по классу альта у Юрия Крамарова (1965) и по дирижированию у Николая Рабиновича (1969). В 1966 году стал лауреатом II Всесоюзного конкурса дирижеров в Москве, в 1967 – главным дирижером оркестра Кисловодской филармонии. В 1968 году выиграл V конкурс дирижеров Национальной академии Санта-Чечилия в Риме, оказавшись первым советским дирижером – победителем международного конкурса. Вскоре Евгений Мравинский пригласил его на должность ассистента в Заслуженный коллектив Республики Академический симфонический оркестр Ленинградской филармонии.

Родился в 1941 году в Саратове. Окончил Ленинградскую консерваторию по классу альта у Юрия Крамарова (1965) и по дирижированию у Николая Рабиновича (1969). В 1966 году стал лауреатом II Всесоюзного конкурса дирижеров в Москве, в 1967 – главным дирижером оркестра Кисловодской филармонии. В 1968 году выиграл V конкурс дирижеров Национальной академии Санта-Чечилия в Риме, оказавшись первым советским дирижером – победителем международного конкурса. Вскоре Евгений Мравинский пригласил его на должность ассистента в Заслуженный коллектив Республики Академический симфонический оркестр Ленинградской филармонии.

В январе 1969 Симонов дебютировал в Большом театре оперой «Аида», в феврале был назначен главным дирижером и занимал этот пост в течение 15 лет. Под управлением Симонова состоялись премьеры опер «Руслан и Людмила» Глинки, «Псковитянка» Римского-Корсакова, «Так поступают все женщины» Моцарта, «Кармен» Бизе, «Замок герцога Синяя Борода» Бартока, балетов «Золотой век» Шостаковича, «Анна Каренина» Щедрина, «Деревянный принц» Бартока. Постановка оперы Вагнера «Золото Рейна» (1979) ознаменовала возвращение творчества композитора на сцену театра после почти сорокалетнего отсутствия.

В 1980-е и 1990-е годы Симонов выступал с крупнейшими оркестрами Европы, США, Канады, Японии. Участвовал в международных фестивалях, осуществил ряд постановок в крупнейших театрах мира. В 1982 дебютировал оперой Чайковского «Евгений Онегин» в лондонском Ковент-Гарден, четыре года спустя там же поставил «Травиату» Верди. За ней последовали «Аида» в Бирмингеме, «Дон Карлос» в Лос-Анджелесе и Гамбурге, «Сила судьбы» в Марселе, «Так поступают все женщины» Моцарта в Генуе, «Саломея» Р. Штрауса во Флоренции, «Хованщина» Мусоргского в Сан-Франциско, «Евгений Онегин» в Далласе, «Пиковая дама» в Праге, Будапеште и в Париже, оперы Вагнера в Будапеште.

В начале 1990-х Симонов был главным приглашенным дирижером Филармонического оркестра в Буэнос-Айресе (Аргентина), а с 1994 по 2002 – музыкальным директором Бельгийского национального оркестра в Брюсселе (ONB). В 2001 году основал оркестр Liszt-Wagner в Будапеште. Более тридцати лет – постоянный приглашенный дирижер Венгерского национального оперного театра, где поставил десять опер Вагнера, включая тетралогию «Кольцо нибелунга». Кроме оперных постановок и концертов со всеми будапештскими оркестрами, маэстро с 1994 по 2008 гг. проводил летние международные мастер-курсы (Будапешт и Мишкольц), которые посетило более 100 молодых дирижеров из 30 стран мира.

Творческую деятельность дирижер сочетает с преподавательской: с 1978 по 1991 гг. Симонов вел класс оперно-симфонического дирижирования в Московской консерватории, с 1985 года – профессор. С 2006 года преподает в Санкт-Петербургской консерватории. Проводит мастер-классы в России и за рубежом: в Лондоне, Тель-Авиве, Алма-Ате, Риге. Летом 2013, 2014, 2017, 2018 годов Симонов делился своим мастерством с молодыми дирижерами на международных мастер-классах, организованных Московской филармонией. Маэстро участвовал в работе жюри дирижерских конкурсов во Флоренции, Токио, Будапеште. В 2011 и 2015 гг. возглавлял жюри по специальности «оперно-симфоническое дирижирование» на Всероссийском музыкальном конкурсе в Москве.

С 1998 года – художественный руководитель и главный дирижер Академического симфонического оркестра Московской филармонии. За годы его работы с коллективом сыграно более двухсот программ в Москве, состоялись многочисленные гастроли по России, США, Великобритании, Германии, Испании, Китаю, Южной Корее, Японии и другим странам. Дискография маэстро представлена записями на фирмах «Мелодия», EMI, Collins Classics, Cypres, Hungaroton, Le Chant du Mondе, Pannon Classic, Sonora, Tring International, видеофильмами его спектаклей в Большом театре (лейбл Кultur, США).

Юрий Симонов – народный артист СССР (1981), профессор (1985), кавалер ордена Почета РФ (2001), награжден «Офицерским крестом» Венгерской Республики, «Орденом Командора» Румынии и «Орденом за заслуги в культуре» Польской Республики. «Дирижер года» по рейтингу газеты «Музыкальное обозрение» (сезон 2005/06), лауреат Премии Мэрии Москвы в области литературы и искусства за 2008 год. В 2011 году награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени.

Концерты

Предыдущий концерт

Следующий концерт

Народный артист СССР (1981). Юрий Симонов, пожалуй, самый молодой советский дирижер, которому было доверено руководство крупным симфоническим коллективом. В 1967 году он стал главным дирижером Кисловодской филармонии. А ведь только два года назад Симонов окончил Ленинградскую консерваторию по классу альта, а в 1962 году начал обучаться здесь дирижированию под руководством Н. Рабиновича. В Оперной студии консерватории он поставил несколько опер классического и современного репертуара. Участие во II Всесоюзном конкурсе дирижеров 1966 года принесло Симонову шестую премию. Тогда член жюри М. Паверман писал: «У Симонова хочется прежде всего отметить приятное лирическое дарование, которое сулит дирижеру хорошие перспективы». Эти слова вскоре оправдались. В 1968 году Симонов одержал блестящую победу на международном конкурсе дирижеров в Риме. С тех под он не только руководит филармонией, но и с успехом гастролирует как концертный и оперный дирижер в крупнейших городах страны. В 1969 он дебютировал в Большом театре постановкой оперы «Аида», а уже через год получил место главного дирижёра, которое занимал до 1985 года.

Симонов гастролировал за границей - в Европе, Японии и США - как с оперной и балетной труппой (руководил постановкой оперы Прокофьева «Война и мир» в Метрополитен-Опера в 1975 году), так и с Камерным оркестром Большого театра, основанным им в 1979. В том же году по инициативе Симонова в репертуаре Большого театра впервые после длительного перерыва появились оперы Вагнера (в частности, «Золото Рейна»). В 1982 Симонов дебютировал в Лондоне с оперой Чайковского «Евгений Онегин» в театре «Ковент-Гарден», а четыре года спустя там же дирижировал «Травиатой» Верди. Уйдя с поста главного дирижёра Большого театра, Симонов несколько лет руководил Малым симфоническим оркестром Московской филармонии и Малым государственным симфоническим оркестром. После распада СССР он продолжил активно работать в России и за границей, выступая с ведущими мировыми оркестрами и оперными театрами: в 1991 году стал главным приглашённым дирижёром Филармонического оркестра Буэнос-Айреса, в 1993 руководил постановкой «Пиковой дамы» в театре «Опера Бастилии», с 1994 по 2002 занимал пост музыкального руководителя Национального оркестра Бельгии, а в 1995-1998 с успехом дирижировал в Будапештской опере «Кольцом Нибелунга» Вагнера. В течение многих лет Симонов руководит симфоническим оркестром Московской филармонии, с 1975 по 1991 преподавал в Московской консерватории (с 1985 - профессор).

В репертуаре Симонова - русские и зарубежные классические сочинения, а также музыка советских композиторов XX века. Под его управлением состоялась премьера балета Родиона Щедрина «Анна Каренина» (1972) и первая после долгого перерыва постановка балета Дмитрия Шостаковича «Золотой век» (1982, в постановке Григоровича), а также других произведений.

Дирижер Юрий Симонов, биография, творчество которого будут представлены вашему вниманию ниже, своим трудом и упорством сумел достичь многого. Как сложилась его жизнь? Давайте начнем рассказ.

Детство и юношество

Симонов Юрий Иванович родился 4 марта 1941 года в Саратове, в музыкальной творческой семье. Находясь постоянно в соответствующей среде, мальчик ещё в детские годы серьёзно заинтересовался искусством дирижирования. Его музыкальное образование начиналось на занятиях по классу скрипки, а уже в двенадцатилетнем возрасте он проявил желание и первый раз стал за дирижёрский пульт оркестра музыкальной школы.

В 1956 году в возрасте пятнадцати лет будущий дирижёр перебрался в город Ленинград, где его приняли в школу при консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова, а затем учёба продлилась в самом учебном заведении, где Симонов обучался непосредственно дирижированию.

Юрий Симонов в 1966 году принимает участие во Всесоюзном конкурсе, проходящем в столице, и уверенно побеждает в нём, после чего он возглавляет оркестр Кисловодской филармонии. В 1968 году советский дирижёр впервые в истории одерживает победу в международном конкурсе, проходящем в Риме.

Преподавательская деятельность

Наряду с творческой деятельностью, дирижёр передаёт свои навыки и умение молодому поколению. Долгие годы он читает лекции в столичной консерватории имени П. И. Чайковского, начиная с 1985 года уже в звании профессора. С 2006 года он преподаватель консерватории в Санкт-Петербурге. Также он постоянно организует расширенные мастер-классы для желающих как на территории Российской Федерации, так и за границей.

Большая заслуга Симонова в становлении творческой молодёжи в стенах Большого театра за годы его плодотворной деятельности. Он много времени проводил в классах, обучая постоянно обновляющиеся коллективы творческому мастерству, ставя их на должный уровень мастерства. Это была кропотливая и подвижническая работа, приносящая ощутимые результаты, способствующая профессиональному росту молодого поколения талантливых людей.

Знаменательные даты

С 1998 года Юрий Симонов ‒ дирижёр и руководитель Академического симфонического оркестра столичной филармонии. Благодаря его непревзойдённому умению руководить и показать сильную дирижёрскую пластику, установить доверительный контакт со слушателями, яркому театральному мышлению, коллектив стал лучшим в стране.

В 2011 году знаменательным событием в культурной жизни было 70-летие знаменитого дирижёра, отмеченное концертами в Москве, Оренбурге и за рубежом. Продолжением сезона были тур в Южную Корею и юбилейный концерт оркестра 2012 года.

В сезоне 2015-2016 годы маэстро отметил свой юбилей, дав соответствующее количество выступлений в Москве и родном Саратове, а именно 75. В 2016-2017 годах дирижёр планирует выступить в концертных залах Москвы, а также осуществить тур по городам России ‒ Ярославлю, Костроме, Саратову, Нижнему Новгороду - и зарубежные поездки в Китай, Японию и Швейцарию.

Заслуги и звания

Правительство всячески старалось отметить заслуги выдающегося дирижёра. В 1971 году он стал заслуженным артистом РСФСР, а в 1976-м народным артистом РСФСР. В 1981 году Симонов был удостоен такого высокого звания, как "Народный артист СССР", подчёркивающего всенародную любовь к творчеству знаменитого дирижёра.

Его творчество оценивалось должным образом не только на Родине, но и во многих других странах. Он был награждён «Офицерским крестом» Венгрии, «Орденом Командора» Румынии, «Орденом за заслуги в культуре» Польской Республики.

В биографии дирижёра были факты, противоречащие друг другу. Например, имело место исключение из Ленинградской консерватории, а затем, благодаря заслугам, имя Симонова было занесено золотыми буквами на доску почёта этого учебного заведения.

Нежелание в молодые годы быть дирижёром оперы не помешало ему стать во главе Большого театра и прослужить там целых пятнадцать лет, став самым молодым на этой должности, проведя на посту наибольшее количество времени, сделав огромный вклад в развитие театра и всего оперного искусства.

Дирижер Юрий Симонов, биография которого насыщена интересными событиями, в 1998 году, активно работая за рубежом, в очень тяжёлый для российской культуры период, вернулся на Родину и начал работать в Приглашение исходило непосредственно от коллектива симфонического оркестра и было принято Симоновым без раздумий, несмотря на небольшую зарплату и определённые неудобства.

Дирижёр, недолго проработавший ассистентом в Ленинградской филармонии, более сорока лет продолжает с ними тесное сотрудничество, регулярно выступает на сцене Большого зала филармонии Санкт-Петербурга, принимает участие в гастрольных турах симфонического оркестра.

«Дирижёр был персоной и музыкальным лидером…»

Осенью 2015 года открывается II Всероссийский музыкальный конкурс (второй этап четырехлетнего цикла), посвященный специальностям: хоровое дирижирование a cappella, оперно-симфоническое дирижирование и камерный ансамбль (номинации: фортепианное трио и струнный квартет). Как и в 2011 году, Председателем жюри в номинации оперно-симфоническое дирижирование станет выдающийся российский дирижер, народный артист СССР Юрий Иванович Симонов . Нам удалось побеседовать с маэстро о состоянии дел в дирижерском искусстве на сегодняшний день, о «полезности» конкурсных состязаний, а также узнать его точку зрения на происходящее в современном музыкальном театре…

-Юрий Иванович, как складывается музыкальная судьба победителей I Всероссийского конкурса?

На I Всероссийском лауреатами стали: Д. Ботинис, М. Леонтьев и С. Кочановский. Диплом получил В. Валитов. Все четверо успешно работают. Ботинис - дирижёр-ассистент в оркестре Московской филармонии. Леонтьев - Главный дирижёр в Тамбове, Кочановский - в Кисловодске; Валитов возглавляет Юношеский симфонический оркестр России. Остальные 16 участников, выбранные для I тура из 77-ми приславших заявки, не вызвали сочувствия у жюри, несмотря на то, что некоторые из них уже работают по специальности. Это говорит о том, что в ряды действующих дирижёров продолжают проникать слабые профессионалы. Вспоминаются высказывания педагогов старшего поколения о том, что дирижёр - «штучный продукт». Что хороших дирижёров не может быть много и их воспитание нельзя ставить на поток.


Участник будет иметь полную возможность раскрыть себя. Для этого созданы специальные условия. Программа состоит из четырёх туров, на которых дирижёр может показать себя не только в увертюрах или частях симфоний, но и в крупной форме. Времени для работы с оркестром достаточно: 20, 30, 50 и 75 минут соответственно. Таким образом, каждый из четырёх конкурсантов, прошедших на IV тур, получит около 3-х часов работы с оркестром. Если дирижёр обладает культурой, артистическим темпераментом и понятными руками, то успех ему обеспечен.

-Ваше управление оркестром поражает артистизмом. Должен ли дирижер обладать актерскими способностями, искусством перевоплощения?

Впрямую ставить перед собой актёрские задачи не рекомендую. Лучше воспитывать в себе внутренний артистизм, формировать конкретное и личностное отношение к исполняемому произведению, пытаться услышать свой вариант фразировки и звучания. Это непременно отразится в характере жестов. Поэтому очень важно постоянно наращивать и оттачивать свой мануал. Логично организованная система движений помогает дирижёру, не прерывая репетицию, внедрять свои идеи и воплощать их в звучание конкретного оркестра. При этом техника должна быть не самоцелью, а эффективным средством достижения максимальной выразительности.


-В 1968 году вы стали первым советским дирижером - победителем международного конкурса. Это произошло в Риме. Что ощущали за дирижерским пультом? У вас была тогда какая-то стратегия в достижении такого высокого результата?

Никакой. Я был молод и наивен. Мой ленинградский профессор Н. С. Рабинович, узнав, что по инициативе К. П. Кондрашина, отвечавшего перед министром за комплектование советской делегации, я был выбран в качестве запасного участника, дал мне короткое и образное напутствие: «Вы уже сегодня должны быть счастливы тем, что на несколько дней попадёте в Рим, погуляете по его улицам и, продирижировав на I туре оркестром Академии Санта Чечилиа, полный незабываемых впечатлений вернётесь домой». Увидев на моём лице удивление (конкурс состоял из 5-ти туров), Николай Семёнович, заменив первый тур вторым, полностью повторил свою тираду… И так ещё три раза. Я терпеливо ждал… Он был мудрым человеком. Сам довольствовался немногим и нас приучал к терпимости. Его напутствия оказались полезными: в отличие от моих двух старших коллег, я воспринял конкурс не как опасное испытание, а как праздник, на который попал случайно. Возможно, поэтому, находясь за пультом одного из лучших итальянских оркестров того времени, я ощущал радость, мальчишеский азарт и… никакого страха!


-Густав Малер - Феликс Моттль - Николай Малько - Александр Гаук - Николай Рабинович - Юрий Симонов… Вы - пра-…правнук дирижерской школы великого композитора. Часто ли исполняете сочинения мастера?

К сожалению, не часто, поскольку бо льшую часть жизни я посвятил опере и оркестрам, нуждавшимся в насыщенной репетиционной работе. Малера лучше играть в высококлассных коллективах. И то - не во всех, а лишь в тех, где живы традиции исполнения этого композитора. Кроме того, Малер для меня, в первую очередь, - великий дирижёр типа Тосканини, Челибидаки, или Мравинского, мастер репетиционного процесса и рыцарь яркого исполнительского искусства. Уже много лет я осознанно стараюсь идти тем же путём, пожиная многочисленные трудности, которые лишь изредка озаряются достойными достижениями.

-В Большом вы работали с Б.Хайкиным, Ф.Мансуровым, А.Жюрайтисом и М.Эрмлером. И это, по вашим словам, был Театр! Что запомнилось из той былой творческой атмосферы?

Гордость за высочайший музыкальный уровень спектаклей и атмосфера уважения между дирижёрами. Несмотря на неистребимую страсть некоторых оперных солистов к интригам, дирижёрская коллегия решала многие вопросы вопреки капризам отдельных личностей. Репетиционный процесс был налажен как часы, дисциплина была железной, а режиссёры и художники не позволяли себе делать всё, что пожелают, не согласовывая свои действия с Художественным советом. В связи с этим не могу не упомянуть и других моих коллег: О. Дмитриади, А. Лазарев, А. Копылов, Р. Вартанян, В. Вайс, А. Лавренюк. Кроме того, на некоторые постановки мы приглашали М. Ростроповича, Е. Светланова, Г. Рождественского, Ю. Темирканова. Дирижёр в то благословенное для классической музыки время был персоной и музыкальным лидером. Публика шла послушать Рождественского в «Игроке», Ростроповича в «Онегине», Светланова в «Отелло», Темирканова в «Мёртвых душах». Попробуйте сегодня спросить вышедшего из театра зрителя: кто дирижировал спектаклем? Вам не назовут имени. Театральный дирижёр превращается в этакого дежурного официанта с музыкальным дипломом. Достаточно сказать, что в те годы скандал с «Тангейзером» был бы невозможен.


-Тема вагнеровского «Тангейзера» волнует сейчас многих; высказываются все, начиная от политологов и религиоведов, - кончая философами и культурологами. Как вы считаете, почему своё мнение в развернутом интервью не обозначил пока ни один современный дирижер
, если не считать самого дирижера этой оперы?

Дирижёр оперы поступил логично. Если он стоял за пультом в день премьеры, то обязан защищать свою работу. Курентзис также обнаружил свои взгляды на музыкальное искусство. Почему другие молчат - не знаю. Наверное, ещё не решили - нравится им постер, или нет. Но если постановщики спектакля держатся за него как за смысл жизни, то это может означать только одно: именно постер - главный акцент спектакля, его смысловая точка, принципиальная идейная платформа. Если же это не так, то… нет повода расстраиваться. Великие авторы прошлого: Глинка, Мусоргский, Чайковский, Прокофьев, Шостакович - не такое переживали! И, слава Богу, не только остались живы, но ещё и выиграли…

-Эта постановка становится модной темой различных ток-шоу…

Кстати, обратите внимание на состав приглашённых телеканалами для обсуждения этой модной темы. Больше всех волнуются режиссёры драматических театров, хотя речь идёт об опере, где постоянным звучащим фундаментом является музыка. Но где дирижёры!? Видимо, последние настолько потеряли уважение в глазах народа и прессы, что их просто не замечают.

«Власть не валяется - её подбирают». Сегодня очевидно: власть, которую в конце прошлого столетия упустили дирижёры, подобрали режиссёры и, используя беззащитную классическую музыку, стали навязывать всем свои подозрительно оригинальные идеи. Если процесс пойдёт дальше, то скоро заговорят о режиссёрском терроризме в оперном искусстве.

Помню, в 70-е в Большом тоже поговаривали: «Театр не должен быть музеем! Он должен развиваться!» Разумные голоса объясняли: «Пожалуйста!.. Идите в Филиал и экспериментируйте, только оставьте в покое Большой. Эта площадка не для экспериментов. Большой - лицо русского оперного искусства!» В результате Б. А. Покровский создал «Камерный театр», что, как показала жизнь, было не только правильно, но и полезно для всех… Режиссёров можно понять: они хотят иметь свой театр, чтобы показать себя. Но таких театров мало. Может быть, государству ещё немного напрячься и построить несколько экспериментальных оперных театров? В результате, как говорится, - и волки будут сыты и… классики не покусаны…

Напоминаем, что Условия II Всероссийского музыкального конкурса по специальностям хоровое дирижирование a cappella , оперно-симфоническое дирижирование и камерный ансамбль (номинации: фортепианное трио и струнный квартет ), а также форма подачи заявки - на сайте http://www.muzkonkurs.ru . За дополнительной информацией можно обращаться по телефону 8-499-248-48-48.

Татьяна ЭСАУЛОВА

Фото Эдуард ЛЕВИН

и Ирина ШЫМЧАК

Юрий Иванович Симонов

Юрий Иванович Симонов. Родился 4 марта 1941 года в Саратове. Советский и российский дирижер, педагог. Заслуженный артист РСФСР (1971). Народный артист РСФСР (1976). Народный артист СССР (1981).

Его родители были оперными певцами.

С ранних лет начал заниматься музыкой. Окончил музыкальную школу по классу скрипки.

Уже в детстве Юрий стал проявлять интерес к дирижированию, в 12-летнем возрасте впервые встал за пульт школьного оркестра, продирижировав Сороковой симфонией В. А. Моцарта.

В 1956 году переехал в Ленинград, где поступил в Среднюю специальную музыкальную школу при Ленинградской консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова. Затем обучался в консерватории, окончил классы альта Ю. М. Крамарова (окончил в 1965) и оперно-симфонического дирижирования Н. С. Рабиновича (1968).

С 1958 года - дирижёр-педагог оркестровых классов в музыкальных школах и училищах Ленинграда.

В 1962-1969 годах - главный дирижёр симфонического оркестра Народной филармонии при Выборгском дворце культуры.

В 1967-1969 годах руководил оркестром Кисловодской филармонии. После победы на международном конкурсе дирижёров Академии «Санта-Чечилия» в Риме был приглашён работать с Ленинградским филармоническим оркестром (под руководством Е. А. Мравинского), но проработал там лишь около года.

В 1969 году дебютировал в Большом театре постановкой оперы «Аида» Дж. Верди, а уже через год получил место главного дирижёра этого театра (став самым молодым главным дирижером Большого в истории), которое занимал до 1985 года.

Под его управлением состоялась премьера балета Р. К. Щедрина «Анна Каренина» (1972) и первая после долгого перерыва постановка балета Д. Д. Шостаковича «Золотой век» (1982, в постановке Ю. Н. Григоровича), а также других произведений.

Член КПСС с 1973 года.

Его отношения с коллегами по Большому театру складывались непросто. Так, его делом несколько месяцев занималось Министерство культуры СССР - после ряда жалоб, подписанных солистами оперы, в т.ч. . Вишневская с другими певцами писала: «Трехлетнего срока работы Главного дирижера более чем достаточно для точного и безошибочного определения качества его деятельности. Именно этот срок Большим театром руководит как Главный дирижер Засл. арт. РСФСР Ю. И. Симонов... Мы, солисты оперы, понимаем, в какое трудное положение был поставлен молодой, только что окончивший консерваторию музыкант, назначенный на пост Главного дирижера и руководителя Большого театра СССР. Прошедшие три года окончательно убедили нас в том, что театр, несмотря на отдельные постановки, в целом, с точки зрения музыкальной культуры, развития своих замечательных традиций не только не идет вперед, а теряет качества, приобретенные десятилетиями. Всегда спектакли, руководимые Главными дирижерами, были самыми большими вершинами театра. Разве можно это сказать сейчас, когда спектакли, руководимые Ю. И. Симоновым ("Борис Годунов", "Псковитянка", "Пиковая дама", "Князь Игорь", "Руслан и Людмила" и другие), с музыкальной точки зрения являются беспомощными. Три года на посту Главного дирижера учится молодой музыкант, получая зарплату 900 рублей в месяц, не отвечая ни одному требованию, предъявляемому этой должности. А у кого должны учиться артисты, и каким образом должен расти театр? Нам ясно, что такое положение в Большом театре совершенно нетерпимо. Мы не можем далее находиться в стороне и наблюдать развал всего лучшего, что созидалось десятилетиями талантливейшими людьми и что составляло гордость всего Советского Союза. С полной ответственностью мы просим прекратить этот пагубный для театра эксперимент».

Солистов оперы поддержали и солисты оркестра: «Не зная традиций оперного исполнительства Большого театра, он взялся дирижировать весь основной репертуар. Надо с сожалением отметить, что такие оперы, как "Борис Годунов", "Руслан и Людмила", и другие спектакли под его управлением потеряли тот масштаб, то качество, ту праздничность и необыкновенную слаженность всех компонентов, которыми славился Большой театр прежде, с другими дирижерами. Причина этому в недостаточной подготовленности Симонова, его незрелости как музыканта и как дирижера. Он еще не умеет работать с певцами, плохо знает вокал, нет у него еще опыта работы с оркестром».

Однако, несмотря на происки недоброжелателей, Юрий Симонов устоял и был главным дирижером Большого театра до 1985 года, а в 1981 году был удостоен звания народного артиста СССР.

Много гастролировал за границей - в Европе, Японии, США. Ездил как с оперной, так и с балетной труппой, также с Камерным оркестром Большого театра, основанным им в 1979 году.

С 1979 года по его инициативе в репертуаре Большого театра впервые после длительного перерыва появились оперы Р. Вагнера, в частности, «Золото Рейна».

В 1982 дебютировал в Лондоне с оперой П. И. Чайковского «Евгений Онегин» в театре «Ковент-Гарден», а четыре года спустя там же дирижировал «Травиатой» Дж. Верди. За ней последовали «Аида» Дж. Верди в Бирмингеме, «Дон Карлос» Дж. Верди в Лос-Анджелесе и Гамбурге, «Сила судьбы» Дж. Верди в Марселе, «Так поступают все женщины» В. А. Моцарта в Генуе, «Саломея» Р. Штрауса во Флоренции, «Евгений Онегин» П. И. Чайковского в Далласе, «Пиковой дамы» П. И. Чайковского в Будапеште и Праге.

Работы Юрия Симонова в Большом театре:

«Псковитянка» Н. А. Римского-Корсакова (опера);
«Руслан и Людмила» М. И. Глинки (опера);
«Октябрь» В. И. Мурадели (опера);
«Замок герцога Синяя Борода» Б. Бартока (опера);
«Так поступают все женщины» В. А. Моцарта (опера);
«Золото Рейна» Р. Вагнера (опера);
«Революцией призванный» Э. Л. Лазарева (опера);
«Кармен» Ж. Бизе (опера);
«Анна Каренина» Р. К. Щедрина (балет);
«Гибель розы» на музыку Г. Малера (балет);
«Золотой век» Д. Д. Шостаковича (балет);
«Деревянный принц» Б. Бартока (балет).

Уйдя с поста главного дирижёра Большого театра, в 1985-1989 годах руководил созданным им Малым государственным симфоническим оркестром СССР. В 1989 году в результате конфликта с оркестром оставил его.

После распада СССР продолжил активно работать в России и за границей, выступая с ведущими мировыми оркестрами и оперными театрами: в 1991 году стал главным приглашённым дирижёром Филармонического оркестра Буэнос-Айреса (Аргентина), в 1991 дирижировал «Хованщиной» М. П. Мусоргского в Опере Сан-Франциско (США), в 1993 руководил постановкой «Пиковой дамы» П. И. Чайковского в Парижской опере, с 1994 по 2002 занимал пост музыкального руководителя Национального оркестра Бельгии, а в 1995-1998 в Будапештской опере дирижировал «Кольцом Нибелунга» Р. Вагнера.

С 1998 года стал руководить Академическим симфоническим оркестром Московской государственной филармонии.

В репертуаре дирижёра - русские и зарубежные классические сочинения, а также музыка советских композиторов XX века. За годы его работы с коллективом сыграно более двухсот программ в Москве, состоялись многочисленные гастроли по России, США, Великобритании, Германии, Испании, Китаю, Южной Корее, Японии и другим странам.

С 1978 по 1991 годы преподавал в Московской консерватории им. П. И. Чайковского (с 1985 - профессор). С 2006 года стал преподавать в Санкт-Петербургской консерватории. Проводит мастер-классы в России и за рубежом - в Лондоне, Тель-Авиве, Алма-Ате, Риге.

С 1994 по 2008 год проводил летние международные мастер-курсы (Будапешт и Мишкольц), которые посетило более 100 молодых дирижёров из 30 стран мира.

В 2001 году основал Liszt-Wagner оркестр в Будапеште.

В 2008 году возглавлял Молодёжный симфонический оркестр СНГ.

В 2009 году принял участие в V ежегодном международном фестивале «Crescendo» с Академическим симфоническим оркестром Московской государственной филармонии.

Участвовал в работе жюри дирижёрских конкурсов во Флоренции, Токио, Будапеште. В 2011 и 2015 годах возглавлял жюри по специальности «оперно-симфоническое дирижирование» на Первом и Втором Всероссийских музыкальных конкурсах в Москве.

Личная жизнь Юрия Симонова:

Четыре раза был женат.

Четвертая жена - Ольга Музыка, скрипачка.

Ольга Музыка - четвертая жена Юрия Симонова

Награды и звания Юрия Симонова:

II Всесоюзный конкурс дирижёров (1966, 6-я премия);
- IV Международный конкурс оркестровых дирижёров Национальной академии Санта-Чечилия в Риме (1968, 1-я премия);
- Заслуженный артист РСФСР (1971);
- Народный артист РСФСР (1976);
- Народный артист СССР (1981);
- Премия Ленинского комсомола (1977) - за большой вклад в развитие советского оперного искусства;
- Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (2017);
- Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (2011);
- Орден Почёта (Россия) (2001);
- Офицер ордена Заслуг (Венгрия);
- Командор ордена Звезды Румынии;
- Нагрудный знак «За заслуги перед польской культурой»;
- Премия города Москвы в области литературы и искусства (2008);
- «Дирижёр года» по рейтингу газеты «Музыкальное обозрение» (сезон 2005-2006);
- «Дирижёр и оркестр» по рейтингу газеты «Музыкальное обозрение» (2010)


 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!